Сегодня среди методик
арттерапии почетное место занимают мандалы. Это древняя и мощная система
преображения личности. Современная арт-терапия использует рисование в круге,
как инструмент диагностики, психокоррекции и не только.
«Мандала» в переводе с санскрита
означает круг или центр. Так на Тибете называются циркулярные изображения, отражающие буддистскую картину мира, отношения человека с духовной реальностью. Во многих культурах круг является символом единства и целостности.
означает круг или центр. Так на Тибете называются циркулярные изображения, отражающие буддистскую картину мира, отношения человека с духовной реальностью. Во многих культурах круг является символом единства и целостности.
Мандала – это карта
внутреннего мира человека, своеобразная пиктограмма, в которой зашифрованы
целые философские системы. Каждая деталь внутри мандалы символически значима.
Из всего многообразия мандал можно
классифицировать их таким образом:
1. Натуральные и
искусственно созданные мандалы.
Натуральные мандалы
окружают нас повсеместно - небесные
светила, распустившиеся бутоны цветка, человеческий глаз и т.п..
Искусственно созданные
мандалы представлены в широчайшем многообразии и занимают почетное место в
жизнедеятельности человека - колесо, форма хлеба, украшения, магические символы
и амулеты.
2. Мандалы можно разделить на одномерные
(плоские) и многомерные.
Плоские (одномерные)
обычно рисованные или выполненные из различных материалов (дерево, картон,
натуральные материалы) в одной плоскости.
Объемные или многомерные
мандалы широко представлены в многообразии ритуальных строений, начиная от
египетских, индейских и прочих пирамид, заканчивая христианскими храмами и
правительственными зданиями, что как раз еще раз доказывает магическую силу
графики как части математики и нумерологии.
3. Мандалы можно разделить на
целенаправленные и произвольные.
Целенаправленная мандала строится и
изготавливается по строгим математическим расчетам и правилам, синтезированным
на базе нумерологии, астрологии и психологии. Тематические мандалы «Крепкое
здоровье», «Процветание», «Раскрытие творчества», «Уверенность к себе» и многие
другие строятся с учетом индивидуальных данных каждого человека, даты и времени
его рождения, паспортных данных. Это обеспечивает уникальность и максимальную
пользу при работе с мандалой.
Произвольные мандалы создаются от души, под
настроение. Примером могут служить наскальные изображения или детские рисунки.
Каждый из нас, даже при отсутствии всяких навыков рисования может создать
рисунок- мандалу, придерживаясь нехитрых правил орнамента.
4. По материалам изготовления мандалы могут
быть:
нарисованы карандашами, красками, мелками,
фломастерами, углем;
изготовлены из дерева, металла, стекла,
песка, глины, камней, растений, продуктов;
вышивка по ткани;
плетеные или вязанные изделия;
компьютерные и лазерные мандалы;
водные мандалы (фонтаны);
ландшафтный дизайн и круги на полях;
нательные рисунки.
5. Можно разделить
мандалы по принципу материальности.
Материальные мандалы-
те, что можно потрогать, ощутить, увидеть.
К нематериальным мандалам можно отнести: мандалу-
танец, мандалу- мантру, мандалу- песню.
6. Также можно рассматривать мандалы с
этнической точки зрения, религиозной принадлежности и по направленности темы (мандалы
чакр, мандалы времен года, растительные, геометрические и т.д).
Создание мандал,
применяемое в ходе арт-терапевтических занятий, связано с созданием в круге рисунков,
отражающих индивидуальные особенности автора — его психическое состояние,
отношение к миру и самому себе, а также неосознаваемые потребности и тенденции
развития.
В качестве психологического инструмента к
созданию и анализу рисунков в круге впервые стал обращаться К. Юнг. Он описал
некоторые психологические механизмы, лежащие в основе визуализации и создания
мандал, а также возможные сопутствующие эффекты, предположив, что проявляющиеся
в сновидениях, фантазиях и рисунках клиентов круглые или сферические образы
могут отражать особенности процесса психического развития, а также
взаимодействие сознательных и бессознательных аспектов психики. Анализируя
структурные и содержательные особенности таких образов и творчески работая с
ними, можно не только помочь клиенту лучше понять процесс своего развития, но и
активизировать те психологические механизмы, которые обеспечивают преодоление
кризисных состояний, связанных с процессом развития
Использование мандал в арт-терапевтической
практике и психологических исследованиях тесно связано с работой группы
американских арт-терапевтов, возглавляемых Дж. Келлог, которая в 1970-е гг.
работала консультантом в Мерилендском психиатрическом научно-исследовательском
центре в г. Катонсвиль, штат Мериленд, применяя рисование мандал в качестве
одного из инструментов исследования.
Наряду с предложенным
Келлог вариантом психотерапевтического и диагностического применения рисунков в
круге, в арт-терапевтической и психологической практике и исследованиях на
сегодняшний день используются и иные подходы. К примеру, А. И. Копытин, на
протяжении долгого времени использовавший рисование в круге, в ходе
арт-терапевтических занятий и много лет общавшийся с Келлог, выработал
собственный алгоритм интерпретации мандал.
Работа с мандалой — это
встреча со своей глубинной сущностью, избавление от травмирующего опыта,
осознание желаний и потребностей. В процессе работы с мандалой происходит
непостижимая внутренняя работа, результаты которой проявляются в мыслях,
поведении, чувствах, отношении к себе и окружающим.
Юнг считал, что
исцеление происходит за счет «растущей внутренней целостности, осознанности и
раскрытия внутренних ресурсов». Нарисовав свою первую мандалу в 1916 году, спустя
два года он стал ежедневно зарисовывать новые мандалы, отмечая, что каждый
рисунок отражает его внутреннюю жизнь здесь и сейчас, а это значит, что эти
рисунки можно использовать для того, чтобы фиксировать свою «психическую
трансформацию».
В психотерапии мандала
не строится по определенным правилам (как в религиозных практиках), а создается
произвольно, так, как подсказывает наше бессознательное. Образы мандалы — это
проекция нашей психической реальности, то есть отражение внутреннего мира в
символах. По мнению Юнга, «мандала соответствует микрокосмической природе души».
Мандала является
универсальным средством быстрого восстановления при любых видах кризисов и
практически не имеет противопоказаний.
Изображения в круге
могут иметь разный размер и создаваться с использованием разных материалов. В
одних случаях клиенту предоставляется возможность свободного заполнения
внутреннего пространства круга, обозначенного еще до начала работы. В других
случаях возможна более жесткая организация процесса работы и пространства
мандалы, если, например, работа имеет тематический характер.
Большое значение при создании мандал имеет
атмосфера психологической безопасности, возможность продолжительного сосредоточения
на процессе создания рисунка и медитативного взаимодействия с образом. Это
позволяет создавать мандалы, более достоверно отражающие особенности состояния
психики автора, а также усилить терапевтическую, гармонизирующую функцию
процесса.
При создании рисунков в
круге большое значение имеет последующее взаимодействие автора со своей
творческой продукцией — медитация на рисунке, постижение скрытых в нем смыслов
путем работы с ассоциациями, описания, драматизация, движения, и другие формы
творческой активности.
Показания для
использования работы с мандалами:
кризисные состояния, обусловленные
насилием, травмой, острым стрессом, потерей близкого, патологическим течением
внутренних и экзистенциальных кризисов и др.;
работа с зависимым и созависимым
поведением;
отработка базовых потребностей, укрепления
Я, безопасности, опор, адекватного формирования границ, получения ресурса и
удовольствия;
интеграция конфликтных частей психики и
др..
Рисование мандал и
символов является столь мощным терапевтическим инструментом, что сегодня широко
используется, как в работе с обычными запросами клиентов, так и в спорте
высоких достижений, где цель - победа и крупный выигрыш. Создавая мандалу,
человек создает символ собственной личности, который помогает ему понять, что
он собой представляет в данным момент, помогает осознать внутренние конфликты и
напряжения, преобразовать и включить их в себя, воссоздавая целостность
личности.
Использованные источники
1.
Грин Шиа Практический курс медитации для
начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007
2.
Дженингс С., Минде А. Сны, маски и
образы. Практикум по арт-терапии. - М., 2003.
3.
Диагностика в арт-терапии. Метод
«Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.
4.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.
Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003.
5.
Киселева М.В. Арт-терепия в работе с
детьми. - СПб.: Речь, 2008.
6.
Копытин А. И., Б Корт «Техники
аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия» СПб, Речь, 2007
7.
Копытин А. И. Арт-терапия. Определение.
Электронная версия // http://webcommunity.ru/941. htm
8.
Копытин А.И., Корт Беверли Создание
талисманов в арт-терапии. Электронная версия //
http://www.art-therapy.ru/publication/content/37.htm
9.
Копытин А.И., Свистовская Е.Е.
Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор
современных публикаций //Журнал практической психологии и психоанализа, № 4,
декабрь 2007. Электронная версия // http://psyjournal.ru/j3p.htm
10.
Осипова А.А. Общая психокоррекция:
Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
11.
Осипук Э. Психодиагностическая и
психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный
психолог. №4, 2007, С. 18-19.
12.
Осипук. Э. Диагностические мандалы,
используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты).
Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.
13.
Понятовская-Замышляева Д. Медитативные
игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31.
14.
Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для
малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004
15.
Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная
психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по
психотерапии»)
16.
Юнг К.Г. О символизме мандалы
(Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.:
Ваклер, 2002. – С. 95-182.
17.
Юнг К.Г. Исследование процесса
индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С.
211-283.
4 комментария:
Интересный способ и на самом деле действенный. Проверено многократно в стрессовых ситуациях и при выходах из депрессий. Спасибо
Пользуюсь часто сама и детям показала, нравится. Бывает раскрашиваем шаблоны, а чаще сами придумываем . Увлекательно и полезно. Анна.
Мандалы рисую с удовольствием. Хорошее средство. Хотелось бы только побольше узнать,как интерпритировать свои рисунки
Лучшее, что сможете сделать, обратитесь к психологу, психотерапевту,специалисту, имеющему как минимум, опыт в работе с символами, цветом, методом Люшера
Отправить комментарий