…Я
знаю все, но только не себя.
Франсуа
Вийон
Цель программы - сопровождение семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально
опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и
адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка
Задачи:
· психолого-педагогическое
просвещение по вопросам возрастной, кризисной психологии, психологии семьи;
· обеспечение успешной
социализации и успешной адаптации несовершеннолетних и их родителей;
· изучение и расширение внешних и внутренних
ресурсов семьи;
. стимулирование личностного
роста;
.формирование навыков
целеполагания
Методологической основой для написания данной
программы явились:
· Структурная теория семьи С.
Минухина, в рамках которой рассматриваются такие параметры семейного
взаимодействия, как сплоченность, коалиции, иерархия, границы, описывающие
функционирование семьи как системы;
· Теория семьи как системы М.
Боуэна, рассматривающая эмоциональные процессы в семье и гибкость семейной
системы, включая ее способность переходить с одного этапа жизненного цикла на
другой;
· Теория отношений В.Н.
Мясищева, в основе которой лежит представление о личности как системе отношений
с миром, людьми и самим собой, позволяющая проанализировать жизнедеятельность
членов семьи во взаимосвязи их общения и взаимоотношений;
· Концепция Л.С. Выготского о
социальной ситуации развития ребенка, рассматривающая комплекс особенностей
развития: иерархии деятельности и психологических новообразований;
· Теория самоактуализации и
личностного роста А.Маслоу, которая рассматривает влияние неблагополучного
окружения и родительского воспитания на проявление вредных привычек у детей,
уменьшение их эмоциональной гибкости и способности воспринимать все новое - качества,
необходимые индивиду для того, чтобы он мог эффективно действовать в различных
ситуациях.
КОЛИЧЕСТВО
ЗАНЯТИЙ: 4(занятия с родителями) + 1 (занятие совместное «родители-дети»
(если ребенку от 1,5до 3 лет))
ПЕРИОДИЧНОСТЬ
ВСТРЕЧ: 1- 2 раза в месяц;
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ЗАНЯТИЙ: 20 мин.- 1 час 40 мин.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
анкеты, методика ТСС, ЦТО, цветные карточки (к ЦТО), бланки, наглядные пособия,
пластилин, мелкие игрушки, ватманы, канцелярские принадлежности, рабочие
тетради наполняющиеся материалом (конспектом лекций, памятками, рекомендациями,
домашними заданиями) в результате занятий.
ПРИМЕЧАНИЕ: занятия могут проходить как
в индивидуальной так и в групповой форме.
Прогноз для участников программы:
· нахождение внутренних ресурсов
и мобилизация внутреннего потенциала всех членов семьи
· умение ставить ближние и
дальние цели
· повышение педкомпетенции по
вопросам воспитания.
Методы и формы работы с семьей:
· посещение;
· наблюдение;
· экспресс-диагностика эмоционального
состояния участников, отношения друг к другу;
· индивидуальное и семейное
консультирование;
· тренинг
ЗАНЯТИЕ
№1
Цель: - установление контакта, получение необходимой
информации, наблюдение за поведением (определение положительных и отрицательных
качеств личности, определение эмоциональной устойчивости; определение степени
сотрудничества);
- осознание собственных поведенческих
моделей и различение внутрисемейных ролей;
- осознание собственных чувств к своим
родителям;
- выход на качественно новое понимание жизни и
ее ценности родителем
Ход занятия:
1. Беседа-интервью (15-20 мин.)
Цель: установление доверительных
отношений между родителем и психологом, пояснение целей и задач программы,
обсуждение и определение графика посещений, заполнение родительской анкеты,
наблюдение и анализ поведения родителя, мотивирование на совместную работу.
Методы и методики: беседа, наблюдение, родительская анкета, тест Люшера, ЦТО
2. Упражнение «Эпизоды» (10 мин)
Цель: осознание
собственных чувств отношения к себе, к родным людям, выявление особенностей
отношения к различным эпизодам детства.
Методы и методики: техника рефрейминга.
3. Упражнение «Паралелли» (20- 30мин)
Цель:
раскрыть роль родителей, значимость
семьи, семейных традиций на развитие
ребенка, формирование чувства ответственности за жизнь и здоровье своих детей
Методы и методики: беседа, построение генеалогического дерева, коррекция генограммы, анализ
семейных традиций.
4. Завершающее упражнение-притча «Мудрость Хакима» (10-15 мин.).
Один султан плыл со своим любимым слугой на корабле. Слуга, никогда еще
не пускавшийся в плавание по морю, не видевший морских просторов, сидя в пустом
трюме корабля, вопил, жаловался, дрожал и плакал.
Все были добры к нему и старались его успокоить, однако слова сочувствия
достигали только его ушей, но не сердца, измученного страхом.
Властелин едва переносил крики своего слуги, и путешествие по синему
морю под голубым небом не доставляло ему никакого удовольствия. Тогда предстал
перед ним мудрый Хаким (его придворный лекарь) и промолвил:
«О властелин, если ты дозволишь, я смогу успокоить его».
Султан сразу же согласился. И тогда
лекарь приказал матросам бросить слугу в море.
Они охотно выполнили приказание, т.к. рады были избавиться от этого
несносного крикуна. Слуга болтал ногами, задыхался, ловил ртом воздух, цеплялся
за борт и умолял взять его на корабль. Его вытащили из воды за волосы, и он
тихо уселся в углу. Ни одного слова жалобы больше не сорвалось из его уст.
Султан был изумлен и спросил лекаря:
«Какая мудрость скрывалась за этим поступком?»
Тот ответил: «Твой слуга еще никогда не
пробовал вкуса морской соли. Он не представлял, какой опасностью может грозить
вода. А потом и не мог знать, какое счастье чувствовать твердые доски
корабельной палубы под ногами. Цену спокойствия и самообладания познаешь только
тогда, когда хоть раз посмотрел опасности прямо в глаза».
Обсуждение.
5.
Рекомендации по итогам занятия.
Все мы прекрасно понимаем, что как нет
идеальных родителей, так и нет идеальных детей. Мы живем в беспорядочном и
несовершенном мире. Как бы нам не хотелось избежать ошибок, мы все равно будем
их допускать, а иногда и повторять
Вы – первые и самые главные учителя для
ваших детей.
Никто не может влиять на них сильнее вас
самих. А, значит, вам придется отыскать в кладовых своей души неограниченные
запасы любви, доброты, терпения, сил, тепла.
Вы должны проводить ВРЕМЯ с вашими
детьми. Учить вы их сможете, когда будете сами рядом. Полнотой семейной жизни
можно наслаждаться только тогда, когда вы вместе. Время, проведенное вместе, -
цемент, на котором держится семья.
6.
Домашнее задание. Введение,
возобновление и соблюдение ежедневных, еженедельных позитивных ритуалов и
традиций, направленных на укрепление
семьи, повышение авторитета в глазах родителей, уважения друг к другу.
ЗАНЯТИЕ
№2
Цель: - информационная поддержка родителей;
-
изучение личностных особенностей;
- тренировка преодоления внутреннего диссонанса, конфликта, связанного
с противоречиями между идеалом и действительностью;
-
определение круга значимых лиц и изучение отношения к ним;
-
выход на качественно новое понимание жизни и ее ценности родителем
- трансформация
детских негативных переживаний в ресурсное состояние;
- постановка
дальних и ближних целей;
Ход занятия:
1. Беседа (10 -15 мин).
В ходе беседы обсуждаются настроение,
события последних дней, семейные проблемы, достижения, обсуждается выполнение
домашнего задания; определяется эмоциональное отношение к наиболее значимым
людям; в случае необходимости даются
рекомендации.
Методы и методики: ЦТО, беседа «Роль семьи в жизни каждого человека»
2. Упражнение «Машина стиральная» (5-10 мин.).
Цель: - преодоление внутренних барьеров, страха и неуверенности, ломка стереотипных
паттернов поведения
Методы и методики: ассоциации, анализ.
Инструкция: Представьте себя в каком-либо образе. Все мы - волшебная стиральная машина,
которая может постирать абсолютно все.
Обсуждение: Вы всех стирали
одинаково? От чего зависело то, как вы стирали? Вам понравилось, как вас
стирали?
3. Упражнение
«Я первый» (5 мин.)
Цель: снижение
психоэмоционального напряжения, повышение самооценки
Инструкция:
«У вас были ситуации, когда в семье, в школе, среди соседей, друзей или во всей
деревни (а может даже и на всей планете Земля) вы были первыми. Например:
первыми купили магнитофон, научились доить корову, научились читать, закончили
школу, водить автомобиль и т.д. Вспомните, что вы сделали первым», что при этом
ощущали…
4. Упражнение-тест
«Дом моей мечты» (15 мин.).
В начале упражнения
предлагается тест ТСС.
Обсуждение.
«Представьте дом своей мечты,
вы заходите в него и видите перед собой лестницу. Куда она ведет: наверх или
вниз? Она освещена или нет? Какое место в вашем доме самое грязное? (туалет,
ванная, коридор, кухня)».
Интерпретация: лестница - это
жизненная цель; освещение - насколько она видна, осознанна, либо насколько она
тревожит; чистое место - нет проблем; грязное место - есть проблемы; туалет -
деньги, ванна - здоровье, коридор - друзья, близкие, коллеги, т.е. окружение,
кухня - семья.
Далее идет обсуждение
конкретных проблем семьи:
Как вы думаете, почему они
возникают?
Что можно и необходимо
предпринять, чтобы изменить ситуацию?
5. Упражнение «Древо семейных ценностей» (20 мин)
Цель: стимулирование размышлений о семейных ценностях, уникальности каждой семьи,
определение значимости ценностей
Методы и материалы: анализ жизненного опыта; раздаточный материал со списком ценностей,
карандаши, альбомная бумага
1-й этап
«Вам предлагается список ценностей,
которые люди, как правило, считают важными для совместной жизни. Просмотрите,
пожалуйста, список. Если необходимо- дополните его своими ценностями.
Список ценностей:
-Наличие общих интересов
-Взаимное уважение
-Невмешательство в дела друг
друга
-Любовь
-Преданность
-Сохранение самостоятельности
и автономии членов семьи
-Материальное благополучие
-Национальная монолитность
-Благополучие в глазах
окружающих
-Дисциплина и четкость
-Выполнение всеми членами
семьи своих обязанностей
-Совместное проведение
свободного времени
-«открытый дом»-для друзей, родственников, коллег
-Много детей
-Хорошее здоровье
-Сотрудничество
-Непререкаемый авторитет родителей
-Доверие
-Взаимопомощь
2- й этап
Вы
поработали над составление списка семейных ценностей. Теперь вам предстоит
составить шкалу приоритетов: определить, какие из ценностей для вас являются
базовыми, какие- менее значимыми, а какие вообще находятся на переферии. На
листе ватмана нарисуйте, пожалуйста, большое дерево. Это- Древо семейных
ценностей. Изобразите его таким образом, чтобы корнями дерева стали ваши
базовые, самые принципиальные ценности, ствол составили менее важные, а
ветмями- те ценности, которые относительно важны для вас”
Обсуждение
·
Какие
выводы вы могли бы сделать по окончании своей работы над Древом семейных
ценностей?
·
Подумайте,
как бы выглядело Древо, если бы его изобразили другие члены вашей семьи?
6. Упражнение «Мои цели» (15 минут).
Цель: определение и постановка целей
Методы и
материалы: анализ жизненного опыта,
метод «шкальных оценок»…
Инструкция:
подумайте и пропишите цель (цели), которую вы хотели бы достичь в течение года,..
пяти лет,… десяти лет …
Обсуждение. Какие цели определить было
наиболее легко. Что в задании вызвало затруднения. Что необходимо для того,
чтобы результат достижения был положительным. Возможно ли скорейшее разрешение
проблемных ситуаций…
7. Упражнение «Мудрец из храма»
Цель: получить доступ к ресурсам собственного
подсознания.
— Представьте себя стоящем
на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов
касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок.
Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся
пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен
аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают
отличную погоду.
Вы пересекаете поляну и
углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве.
Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите
сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к
этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным
строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от
погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место
для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой
дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы
подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она
поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная
прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду
полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери,
через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в
белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед
ним в подсвечнике горит свеча. Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий
все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его
о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго
искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его
волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала
размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он
держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата запомните
ее...
Время посещения храма
заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами...
Вы выходите из храма и
прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы
спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой
возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в
последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в
эту комнату...
8. Рекомендации по итогам занятия.
Согласна, что не все зависит только от
вас, есть вопросы, на которые влияют другие факторы. Помните, любые перемены
требуют времени и терпения, кроме того, «перед рассветом – ночь чернее». Приучитесь
в любой перемене к лучшему видеть шаг в нужном направлении. Терзающие вас
сомнения сменятся уверенностью и радостью.
9. Домашнее задание “Подарок”
Постарайтесь ежедневно делать приятное своему ребенку
– это могут быть подарки, поездки, совместные игры… И, конечно, помните о
семейных традициях и ритуалах…
ЗАНЯТИЕ
№3
Цель:
- формирование
активной педагогической позиции родителей в воспитательном процессе;
- формирование навыков наблюдения
и умения делать верные выводы
- осознание важности определенных качеств
характера для создания благоприятной семейной атмосферы;
- выявление и расширение собственных ресурсов;
Ход занятия:
1. Графическая беседа «Круг воли» (30-40 мин).
В ходе беседы обсуждаются проблемы и
события последних дней, выполнение домашних заданий, даются рекомендации.
Методы и материалы: графическая
беседа «Круг воли» (Автор Кунигель Т.В.)
Данная методика направлена на уточнение
и расширение представлений о волевом
компоненте образа «Я», на активизацию интереса к волевой сфере личности. Она
дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные
переживания с их предметами.
Беседа позволяет проговорить те смыслы,
которые человек вкладывает в понятия воля, сила воли, волевые качества и получить
информацию о волевой сфере данного человека.
В ходе консультационной беседы
рекомендуется использовать приемы графического изображения, что позволит легче
и быстрее установить контакт с испытуемым и сохранить результаты беседы в
лаконичной форме.
Материалы: стандартный чистый лист
бумаги, 8 карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый,
серый, черный) и простой карандаш.
Процедура:
1. Консультант: Я
знаю, что любой человек не очень любит отвечать на сложные, незнакомые вопросы.
Давайте вместе обсудим такую непростую тему как умение управлять собой, своим
поведением. Чтобы уметь владеть собой, необходимо обладать такой чертой
характера как воля. Воля – это сознательные действия, поступки, которые человек
совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются
между собой – у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.
Нарисуйте
круг. Это круг вашей воли. Полный круг – это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как
вы считаете, у Вас силы воли. Испытуемый может закрасить весь круг или
какую-либо его часть.
2. Консультант:
Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности,
настойчивости, выдержке, дисциплинированности, смелости, инициативности. Это –
волевые качества. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе. Для
того чтобы оценить волевые качества нам необходимо понять как они проявляются,
какие у них признаки.
Признаки
решительности:
-
быстрое и
обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или
поступка;
-
выполнение
принятого решения без колебаний, уверенно;
отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и
во время эмоционального возбуждения;
-
проявление
решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки
самостоятельности:
-
выполнение
субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны
(без напоминаний и подсказок выполнить трудовое, учебное задание и т.п.);
-
умение самому
найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке
уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.п.);
-
умение отстоять
свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.
Признаки
дисциплинированности:
-
сознательное
выполнение установленного в данной деятельности порядка
- ( соблюдение требований учителей,
своевременное выполнение поручений, правил и т.п.);
-
добровольное
выполнение правил, установленных коллективом;
-
соблюдение
дисциплинированного поведения при изменении обстановки.
Признаки
настойчивости:
-
стремление
постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель,
не снижая энергии в борьбе с трудностями;
-
умение продолжать
деятельность при нежелании заниматься или при возникновении другой, более
интересной деятельности;
-
умение проявить
упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.п.)
Признаки
выдержки:
-
проявление
терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи,
неудачи и т.п.);
-
умение владеть собой
в конфликтных ситуациях (при спорах,
незаслуженном обвинении и т.д.);
-
умение сдерживать
проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости,
негодовании и т.п.); умение контролировать свое поведение в непривычной
обстановке.
Признаки
смелости:
-
преодоление
чувства страха;
-
сохранение присутствия
духа перед опасностью, трудностями;
-
проявление
верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное
выражение собственного мнения.
Признаки инициативности:
-
проявление
субъектом творчества, выдумки, рационализации;
-
участие в
осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
-
активная
поддержка коллектива в реализации намеченных планов.
Признаки
целеустремленности:
-
умение
анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них;
-
умение поставить
перед собой цель, реально оценивая свои возможности;
-
умение
осуществлять намеченное.
А
сейчас, я предлагаю на перечисленные
волевые качества подобрать определенный, как вы считаете, цвет и этим цветным
карандашом нарисовать круг. У вас получиться восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым
качествам.
3. В каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор,
который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качества у
вас.
4. Проранжируйте круги волевых качеств по степени
закрашенности секторов от наибольшего к наименьшему.
5. Обсудите,
насколько представления собеседника о своих волевых качествах соответствуют
полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной
степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.
Если
большинство кругов, по полученным данным, закрашены полностью или закрашенные
части, сектора кругов очень малы, то с
испытуемым обсуждается действительно ли его волевые качества имеют такую
высокую или такую низкую степень выраженности.
Консультативная
беседа в таком случае будет направлена на выработку адекватных представлений
человека о своих волевых качествах.
6. Методику можно, после коррекционной работы, провести
еще раз для анализа изменений в представлениях испытуемого о степени
выраженности его волевых качеств.
Вопросы
для анализа:
-
Сравните два
бланка и расскажите, что изменилось?
-
Почему ….. (волевое
качество) стало больше, как вы думаете?
-
Почему ….. (волевое
качество) стало меньше, как вы думаете?
Если
в большинстве кругов закрашенные части
увеличились или уменьшились, то, можно предположить, что произошли
изменения в представлении испытуемого о своих волевых качествах.
В ходе подведения итогов
работы обсуждается зависимость поведения
от адекватности представления человека о самом себе, в частности о своей
волевой сфере.
2. Упражнение «Мои ресурсы» (30- 40 мин.).
Цель:
поиск внешних и внутренних ресурсов родителя (личностных качеств, выявление
круга значимых лиц).
Рассматриваются: понятие «ресурс» ( внешние ресурсы;
внутренние ресурсы)
Далее
заполняется таблица «Поиск ресурсов», в
ходе чего происходит:
определение проблемного поля клиента;
определение желаемого состояния;
выявление
препятствий достижения;
определение
потенциала – спектра внешних и внутренних ресурсов
определение
сроков достижения
Обсуждение.
3. Упражнение «Медитация детства»
Инструкция:
Выберите любое место в помещении (лучше угол) и встаньте лицом к стене. Сейчас
будет звучать музыка, я буду говорить слова, прислушайтесь к ним, к тому, о чем
я буду говорить и представьте эти образы. Если вам захочется плакать - плачьте.
Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили себя
5-6 - летним ребенком, когда вы были сильно расстроены чем-то, на кого-то
сильно обижены или наказаны кем-то. Вы маленький и беззащитный человечек, который
остался один на один со своими тревогами, обидами, проблемами. Вы зареванный и
заплаканный стоите один и думаете - как несправедливо с вами поступили. Этот
маленький ребенок чувствует нехватку любви и внимания, заботы мамы и папы.
Чувствуя себя одиноким, вы стали бродить по дому, пока не нашли тихий уютный
уголок. Вы забрались в кресло…или на диван…может быть это кровать или…место под
столом… вы удобно устроились, поджав ноги под себя или свернувшись
калачиком…вам стало спокойно…И вы замечаете, что этого маленького обиженного
ребенка нежно гладит и прижимает к себе большой сильный взрослый. Это вы. Вы
берете этого ребенка на руки, прижимаете к своей груди, успокаиваете его и
говорите ему: «Какая ты замечательная девочка или замечательный мальчик, я так
сильно тебя люблю» и говорите, что ей не надо переживать. У нее все будет
хорошо, замечательно. Она не будет расстроенной и покинутой. Вы выполните это
обещание. Этот ребенок, живущий в вас, никогда не испытает тревогу, унижения,
горечь, обиду, несправедливость. И будет чувствовать только радость, заботу,
спокойствие, успех, уважение, защиту, счастье… С этого дня вы обещаете
заботиться о нем, любить его, уважать, называть только хорошими словами,
слышать его, понимать его. С этого момента этот ребенок чувствует только
любовь, уважение, заботу, поддержку, понимание, потому что рядом с ним всегда
есть вы: взрослый… сильный… мудрый… заботливый… понимающий… любящий…
Почувствуйте эту силу… значимость… мудрость… уверенность… надежность…
стабильность… … … вы справитесь с любыми трудностями, преодолеете любые
преграды, потому что с этого момента вы взрослый сильный, мудрый, уверенный,
надежный, смелый.
Домашнее задание: «Мой герб». Участникам предлагается изобразить свой
герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и к миру в целом.
ЗАНЯТИЕ
№4
Цель: - формирование активной педагогической позиции
родителей в воспитательном процессе;
- формирование навыков наблюдения
и умения делать верные выводы;
- формирование чувства
ответственности
Ход занятия:
1. Беседа (30 минут).
Методы и
методики: беседа «Особенности
психофизического развития ребенка» (согласно возрасту ребенка участника),
«последствия депривации»
Проявления психической депривации детей.
Термин
«депривация» сегодня широко используется в психологии и медицине. Это – лишение
и ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
Проявления депривации, вне зависимости от причин ее вызывающих, схожи:
тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства.
Выделяют следующие виды депривации.
1.
Сенсорная.
Необходимым
условием для нормального развития мозга в раннем возрасте являются внешние впечатления.
Было
доказано, что если ребенок находиться в условиях сенсорной депривации, то
происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не
развиваются движения, не возникает речь, отмечается отставание умственного
развития.
2.
Двигательная депривация.
С
последствиями двигательной депривации сталкиваются всякий раз, когда возникает
резкое ограничение движения. Дети, двигательная активность которых резко
ограничена, испытывают состояние депрессии, которая может прорываться взрывами
ярости и агрессивности. Дети могут испытывать высокую тревожность,
раздражительность. У маленьких детей это может проявляться как длительное
раскачивание из стороны в сторону.
3. Эмоциональная депривация.
Когда
невозможно удовлетворить потребность в эмоциональном контакте, дети, которые
испытывали в этом затруднения, ощущают чувство отверженности.
Колоссальные последствия для развития ребенка могут иметь
нарушения эмоциональных связей, вызванные плохим обращением с ребенком. Если
ребенок с младенческих лет подвергается жестокому обращению, то это может
оказать разрушительное воздействие на всю его жизнь.
4. Материнская депривация.
Она возникает из-за недополучения материнской любви и
является причиной неврозов в будущем. Ребенок нуждается в постоянном,
неизменном, безусловном проявлении материнского тепла, любви и ласки.
Материнскую заботу можно условно разделить на ряд
составляющих: кормление, уход, прижимание к себе, улыбка, теплота. Если по
одной из составляющих ребенок депривируется, то это приводит к замедленному
психическому развитию либо к образованию защитного поведения.
Возрастные особенности депривации.
1.
Младенческий возраст.
Если
маленький ребенок не получает поощрения за появление у него таких двигательных,
речевых и социальных достижений, как манипулирование игрушкой,
указательно-просительные движения, улыбка, крик, вокализация (произнесение
звуков, слогов, лепетание), то он убеждается, что его попытки ни к чему не
приводят, и не пытается делать это в дальнейшем.
Такие дети сильно отстают в овладении умениями
сидеть, стоять и ходить, если у них нет возможности их упражнять. Это приводит
не только к запаздыванию моторного развития, но и речи, социальных навыков,
эмоциональной выразительности.
2. Дошкольный возраст.
У
депривированных детей дошкольного возраста доминирующей является потребность во
внимании и доброжелательности. Эти дети не проявляют особой настойчивости в
ходе познавательных контактов. Стремление к сотрудничеству, совместной деятельности, потребность во
взаимопонимании и сопереживании, уважении у них выражено крайне слабо.
2.
Младший школьный возраст.
Для
того, чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в
эмоционально теплой и стабильной обстановке. Ребенок, у которого нарушен
эмоциональный контакт со взрослым, чувствует себя слабее других, нелюбимым. В
результате у него развивается низкая самооценка, чувство неполноценности.
Младшие
школьники характеризуются односторонностью, бедностью мотивационной сферы. У
них обнаруживаются серьезные дефекты волевой саморегуляции поведения.
В
этом возрасте ребенок проявляет сильную зависимость и потребность в общении со
взрослым. Характер общения со взрослым влияет на уровень эмоционального
благополучия ребенка и на его взаимоотношения со сверстниками. В
специализированных учреждениях положительное к себе отношение ребенок должен
заслужить выполнением требований взрослого, примерным поведением, хорошими отметками.
В
конфликтных ситуациях общения, в ситуациях запрета, столкновения интересов,
замечаний взрослых, обвинений со стороны сверстников дети часто проявляют
защитные реакции: ведут себя агрессивно, не умеют и не желают признать свою
вину.
Психологические проблемы депревированных детей.
1.
Агрессивность.
Агрессивная
реакция – это реакция борьбы за выживание, попытка изменить положение вещей,
разочарование, вызванное лишениями и ограничениями. Либо это «выученное
поведение», когда ребенок следует образцу (поведение родителей, других значимых
лиц).
Агрессия
внутренняя и внешняя (направленная на себя и на других).
Физическая,
проявляющая в использовании физической силы против другого лица.
Словесная - это выражение негативных чувств как через
форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы,
проклятия, ругань).
Косвенная
агрессия. Направлена окольным путем на другое лицо (злобные шутки, сплетни), ни
на кого не направлена (взрыв ярости, крик, топанье ногами, битье кулаками по
столу). Взрывы агрессии характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
2.
Гнев.
Причина
гнева - физические или психические препятствия, мешающие удовлетворению
потребности или достижению цели действий, замыслов человека. Но гнев могут
вызвать и оскорбления достоинства, повседневные страдания, принуждение и
наказание. Гневу предшествуют ощущение полного провала и несостоятельности,
чувства предательства, обиды, разочарования, несправедливости. Появляются мысли
разрушительного содержания, агрессивные и мстительные желания.
3.
Страх и тревога.
Страх
– это реакция на вполне определенные стимулы или ситуации, она имеет в качестве
своего возбудителя какого-то конкретного человека или объект, какой-то предмет.
Например, ребенок может бояться больших собак или грома и молнии. Иногда страх
не связан ни с чем конкретным, является мнимым, плодом воображения.
Этот беспредметный страх часто называют
тревогой. Она имеет более определенный источник. Тревожащиеся дети чего-то
опасаются, но не знают, чего именно.
У страха и тревоги много причин. маленькие
дети могут тревожиться о том, что родители бросят их или перестанут любить.
Обычно родители относятся к своим детям с любовью и пониманием, но иногда, в
целях наказания, могут лишить ребенка своего расположения, внимания и защиты,
что вызывает тревогу у детей. Предчувствие других форм наказания, особенно
физического, - еще один источник тревоги маленьких детей.
Симптомами
страха в поведении ребенка являются грызение ногтей, сосание пальца, заикание,
тики, ночное недержание мочи, капризы во время еды, жалобы и хныканье,
скрытность и замкнутость.
4.
Горе.
Это
эмоциональная реакция на события, когда человек падает духом, чувствует
одиночество, испытывает жалость к себе и стремится к уединению. Ощущение горя
возникает, когда страдания становятся доминирующей реакцией на разлуку или
утрату. Это, в свою очередь, означает потерю любви, уверенности, чувства
благополучия.
Дети часто горюют по таким поводам, которые
взрослым непонятны. Это может быть потерянная безделушка, сломанная игрушка.
Эту трагедию можно помочь пережить, найдя замену утраченному. И совсем иное,
когда ребенок лишился или безвозвратно потерял своего родителя. В этом случае
дети очень болезненно переносят всякие расставания. У них может усилиться
беспокойство, что опекающий взрослый тоже может исчезнуть.
5.
Психосоматические симптомы.
Одним
из проявлений является энурез. Может быть вызван многочисленными факторами:
физиологическими и факторами, которые не имеют никакого отношения к физиологии
(боязнь темноты, трудно добраться до туалета, слишком сильные переживания,
испуг, инфантилизм, замедленное психическое развитие ребенка, психологический
стресс (вызванный началом посещения детского сада или учебой в школе, распадом
семьи или переездом на новое место жительства)).
Энурез
– это всегда проявление какого-то психического напряжения.
6.
Гиперактивность
Проявляется
на 3-4 годах жизни. У такого ребенка сильно ограничен объем внимания,
отвлекаем, с трудом может сосредоточиться на отдельных видах деятельности.
Такой
ребенок испытывает трудности в учебе, и это приводит к формированию низкой
самооценки.
У
гиперактивного ребенка слабо развиты навыки социального общения. Он часто
агрессивен, вызывает множество конфликтов и споров, плохо контролирует свои
побуждения, очень импульсивен. Чрезмерная подвижность ребенка может быть
способом разрядки нервного напряжения.
7.
Замкнутость.
Замкнутый
ребенок говорит очень тихо, держится в стороне от всех, боится присоединиться к
группе детей и не предпринимает ничего нового. Он часто одинок, у него нет
друзей или их слишком мало.
Воспитанники
специализированных учреждений либо просто не умеют играть, либо привыкли играть
в одиночестве. У ребенка из интерната замкнутость – это реакция на невнимание
со стороны взрослых. Такому ребенку нужно дать время привыкнуть и научиться
переносить постоянное физическое соседство взрослого. Замкнутый ребенок может
просто не знать, как обратиться к взрослым. Он может нервничать или даже
пугаться их.
8.
Чувство вины.
Вина
– это обращенный против себя гнев или негодование. Когда ребенка наказывают за
какой-то проступок, и он не имеет возможности выразить свой гнев, тогда,
загоняя его внутрь себя, он начинает испытывать чувство вины.
При
этом ребенок испытывает обиду, которая связана с невысказанными претензиями.
9.
Незащищенность.
Незащищенность
проявляют дети, которым физически не хватает людей. Они назойливы, буквально
вешаются на взрослых, имеют нечеткое представление собственного «Я». Дети не
могут провести четкой границы между собой и другими. Они стремятся угодить
взрослым, представляются чрезмерно послушными, не могут сказать «нет»
кому-либо, не имеют собственных идей и стремятся вести себя хорошо до такой
степени, что воспринимаются как утомительные в общении.
10.
Стремление к
лидерству.
Происходит
потому, что дети в детском учреждении соперничают за любовь взрослых. Ситуация вынуждает их считать, что
получить любовь взрослого можно только в борьбе. Соперничество – это попытка
найти замену родительской любви. Сильным стимулом соперничества является
ревность к другим детям. Другой причиной стремления к лидерству является
повышенная тревожность ребенка, вызванная отсутствие любви и поддержки
значимого взрослого. Также лидерство -
это способ контроля окружающих и ситуаций.
11.
Непослушание.
Причины
непослушания: недостаток родительского внимания, возрастной кризис, отсутствие
доверия и привязанности между ребенком и родителями, отсутствие баланса между
наказанием и поощрением.
12.
Воровство.
У
детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, нет понимания частной
собственности. Причинами детского воровства являются: реализация давней мечты
ребенка, стремление повысить свой статус среди друзей, недостаток родительской
любви (как месть родителям или значимым взрослым или способ привлечения к себе
внимания).
Приемные
дети могут прибегать к воровству как к способу компенсации за свое трудное
детство.
13.
Обман.
Дети
обманывают по следующим причинам:
-
желание добиться
похвалы и признания своих достоинств,
-
желание
«исправить» существующую реальность,
-
страх, желание
скрыть свою вину и избежать наказания,
-
реализация
своего желания,
-
враждебность к
родителям.
14. Другие проблемы поведения: отказ от еды или питья, неуемный аппетит, нервные привычки.
2.Упражнение «Мой ребенок» (15 -20 минут)
Цель: переосмысление, определение
потребностей, нужд и желаний собственного ребенка (согласно возрасту ребенка)
Методы и методики: беседа, анализ; использование раздаточного материала
3. Упражнение «Депривация: от …и до…» (10- 20мин)
Цель:
определение возможных причин и последствий депривации, влияние лишений, разлук и потерь на собственного
ребенка, развитие потребности в самонаблюдении; анализ и закрепление полученной
информации.
Методы и методики: беседа-лекция, работа с дидактическим материалом, построение схем и
таблиц.
4.
Упражнение «Круг удовлетворенности» (5 мин.).
Цель: определение степени удовлетворенности достижения собственных целей и ценностей
на данный момент времени, рефлексия по итогам работы программы
Методы и
материалы: анализ жизненного опыта;
метод шкальных оценок раздаточный материал
Инструкция: «Отметьте на каждом луче степень удовлетворенности
по пятибалльной шкале, 1 - меньше всего, 5 - больше всего). Соедините точки.
Лучи:
-
воспитательный потенциал
- желание изменить ситуацию;
- позитивные отношения между членами семьи;
- - любовь к себе;
- любовь к ребенку;
- внешние ресурсы;
- внутренние ресурсы;
- знание о потребностях и нуждах ребенка, его
возрастных особенностях, последствия
депривации;
- готовность обратиться за помощью;
Обсуждение: Это колесо вашей
жизни. Посмотрите, далеко ли вы на этом колесе уедете? Можно ли вообще на нем
куда-то уехать? Что мешает ехать на этом колесе? Какие сферы у вас западают?
(Именно эти сферы мешают ехать ровно). От кого зависит, что бы колесо стало
ровное? Что вы можете для этого сделать? Что вам нужно для этого? (чего не
хватает?).
5. Упражнение «Точка опоры».
Цель: повышение самооценки, осознание собственной
уникальности, осознание собственной значимости, веры в себя и собственные силы.
Инструкция:
«у каждого из нас есть сильные стороны, то есть то, что мы ценим, принимаем,
любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих
силах. Назовем это «точкой опоры», ведь, действительно, эти качества помогают
нам в трудную минуту. Давайте договоримся, не умаляя своих достоинств вы
составите список своих сильных сторон. Вы не обязаны объяснять, почему считаете
те или иные качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы
сами в этом уверены», в каждом человеке есть ресурсы, которые помогают решать
проблемы , об этом мы с вами говорили на предыдущем занятии.
6. Упражнение «Триада чувств»
Цель: преодоление
страха, стрессовой ситуации.
Материал: 3
листа А4, карандаши, музыка..
Инструкция:
-
Вспомнить стрессовую ситуацию, когда Вам
было плохо. Изобразить это чувство на
1-ом листе. Должны работать ваши эмоции.
На
2-ом листе - Вам очень плохо… Всё это нужно пережить, а не механически,
иначе результата не будет.
На
3-ем листе - Вам очень-очень плохо…
Можно
пронумеровать листы.
А
сейчас на 1-ом листе изобразите чувство «мне
хорошо».
На
2-ом листе – мне очень хорошо.
На
3-ем листе - мне очень-очень хорошо.
Обсуждение: Какое
чувство Вы испытываете сейчас.
Человек
должен рассказать, что испытывал в
первый раз (1,2,3).
Что
произошло с рисунками, что появилось (следующие 1,2,3).
Что
стало сейчас, что происходит с этой проблемой.
7. Информация для родителей
Чудо прикосновения
Прикосновение -
это часто самое
убедительное средство передачи
эмоциональной информации
между двумя людьми. Наше самое непосредственное знакомство с
миром произошло с
помощью прикосновения
человеческих рук, и прикосновение
остается самым доверительным способом общения между людьми. Люди поверят
вашему прикосновению больше,
чем вашим словам.
Отношения становятся более или менее тесными и доверительными в
зависимости от того, как мы воспринимаем прикосновение.
Подумайте о том, как много разных вещей вы
можете делать с помощью рук:
поднимать, гладить,
держать, шлепать, удерживать
равновесие. С каждым
прикосновением связано
определенное чувство: любовь,
доверие, страх,
слабость, волнение или скука.
Вы
можете начать осознавать, на что похоже
ваше прикосновение для
другого человека. Один из
способов, как вы можете это сделать, -
это задать
вопрос: "Какое у
тебя ощущение, когда
я прикасаюсь к тебе вот так?" Нас
практически не учили узнавать, какое ощущение вызывает наше прикосновение.
Некоторым людям этот вопрос может показаться неловким, несмотря на пользу, которую он приносит.
Также полезно, чтобы вы могли сказать другому человеку, какое у вас ощущение от
его прикосновения.
Большинство
родителей не хотят причинять вред своим детям, когда они
бьют их. Они не осознают, какова сила
их шлепка. Многие родители приходят в
ужас, когда видят результаты
своих действий. Когда вы приветствуете
кого-нибудь пожатием руки или
когда вы гладите кого-нибудь, замечайте,
что происходит, когда вы касаетесь
человека. Вы также можете спросить:
"Сразу после этого я почувствовал . . .
А что почувствовала ты?"
8. Домашнее задание «Прикосновение»
Вы можете выполнять упражнения с любым
близким вам человеком – ребенком, любимым человеком, супругом.
Упражнение А. Чтобы выполнить это упражнение, сядьте на
таком расстоянии, чтобы вы могли
дотронуться до вашего партнера, и посмотрите друг другу в глаза в течение
одной минуты. Затем возьмитесь за руки и
закройте глаза. Медленно исследуйте руки своего партнера. Заметьте их форму,
температуру, каковы они на ощупь. Обращайте внимание на любые чувства или
ощущения, которые у вас возникают,
пока вы изучаете
руки своего партнера. Прочувствуйте, какое ощущение у вас возникает, когда вы прикасаетесь к этим рукам и когда
эти руки прикасаются к вам. Заметьте пульсацию в кончиках пальцев.
Упражнение В. Примерно
через две минуты
откройте глаза и
продолжайте прикасаться к партнеру, глядя на него. Заметьте, что
происходит. Меняется ли что-нибудь, когда вы смотрите на партнера?
Упражнение С. Примерно через
30 секунд закройте глаза и продолжайте прикасаться к партнеру, замечая любые
изменения. Через минуту мягко разъедините руки, но не отталкивайте
руку партнера. Сядьте
прямо и позвольте
самому себе насладиться
своими впечатлениями от
этого переживания. Откройте
глаза и поделитесь своими мыслями
и чувствами со своим партнером.
Упражнение Е. После этого
пусть ваш партнер закроет глаза, а вы в
это время
будете мягко
водить рукой по его
лицу, полностью сосредоточившись на
прикосновении. Затем
поменяйтесь ролями и поделитесь друг с другом своими переживаниями.
Важно
знать, как воспринимается ваше прикосновение, потому
что люди
ощущают прикосновения
по-разному. Если вы хотели нежно прикоснуться к вашему партнеру, а
он воспринял это
как резкое прикосновение, - это важная информация.
Когда вы постепенно начнете
получать удовольствие от прикосновений, ваши
взаимоотношения в целом улучшаются.
ЗАНЯТИЕ
№5
Цель: - эмоциональное сближение
родителей и детей, снятие психоэмоционального напряжения
- интегрировать семью за счет
чувства общей ответственности и включенности в совместную деятельность
Здравствуйте, ___________
и _________. Сегодня _______________будет играть с мамой (и папой).
1. Упражнение «Дождик» (3мин.).
Мама с ___________ играют на
уличке. Светит солнышко. Вдруг набежала тучка. Начался дождик. Ведущий включает
музыку с шумом дождя. Мама укрывает ребенка от дождя (если папа участвует, то
родители по очереди укрывают малыша)
Ситуация повторяется 2 раза
2. Упражнение «Яйцо» (5мин).
Мама
играет роль скорлупы, ребенок – цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает
колени к груди и обхватывает их, голову прижимает к коленям. Мама садится
сзади, обхватывая ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка.
Ведущий.
Цыпленку хорошо и уютно в своем домике.
Скорлупа защищает его, согревает, дает все необходимое. Цыпленок покрутил
головкой, пожал плечиками – нет еще рановато… Хорошо, тепло и уютно малышу в
его домике. Ну вот пригрело солнышко, цыпленочку стало жарко, хочется
освободится. Малыш начинает шевелится, делает это сильнее… Скорлупа не пускает
– ей нравится, когда в ней цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается
– шевелится все активнее (пробивает скорлупку носиком, а вот уже и голова
выглядывает, за ней – плечики…). Скорлупа не сопротивляется – понимает, что
пришло время отпустить своего цыпленочка. Малыш потягивается – и вот он уже на
свободе! Он удобно устраивается в своем гнездышке.
3. Упражнение «Рисуем сказку» (10-15 мин)
Мама с ребенком вместе
пальчиками рисуют сказочных героев из любимой сказки.
4. Упражнение «Комплимент ребенку».
Родитель
по знаку ведущего начинает говорить комплименты своему ребенку, сопровождая их
поглаживанием.
Мне понравилось наше занятие, а вам? (идет обсуждение)
я благодарю вас за участие и хотела бы сказать одну
древнюю китайскую пословицу: «Человек, который хочет передвинуть гору, начинает
с того, что переносит мелкие камни».
Анкета обратной связи
Дата занятия _____________
1. Степень включенности: 0 1
2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешало быть включенным в
занятие: _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Самые значимые (полезные)
для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в
себе, в чем-то разобраться:
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Что раздражало, вызывало
напряжение, неприятие: ____________________
__________________________________________________________________
4. Ваши замечания и
пожелания: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 1
Таблица развития ребенка от 1 года до 3-х лет
Возраст |
Должен уметь (подчеркнуть что умеет) |
Скорее всего умеет (подчеркнуть что умеет) |
Возможно, умеет (подчеркнуть что умеет) |
Может даже уметь (подчеркнуть что умеет) |
13 мес. |
-вставать,
подтягиваясь -садиться -переходить с места на место, держась за что-нибудь руками -хлопать в ладоши (играть в ладушки») - выражать свои желания не только плачем |
-класть
игрушку в коробку (примерно к 12,5 мес.) - разборчиво произносить 1 слово; - самостоятельно стоять (примерно к 12,5 мес.). |
-Пить
из чашки; -Произносить 2 слова; -Указывать на желаемый объект; -Рисовать каракули; -Хорошо ходить. |
-Пользоваться
ложкой; -Снимать с себя какой-нибудь предмет одежды; -При соответствующем вопросе показывать на одну из частей тела |
14 мес. |
-стоять -махать рукой на прощание -класть 1 предмет в коробочку -правильно использовать слова «мама», «папа» -выполнять односложную просьбу, не сопровождаемую жестом. |
-наклоняться
и поднимать какой-нибудь предмет -хорошо ходить |
-бросать
предмет в подражание кому-либо -использовать 3 слова |
-строить
башню из 2-х кубиков -использовать 6 и более слов -бегать -подниматься по ступенькам -выполнять не очень сложную просьбу, не сопровождаемую жестом |
15 мес. |
-хорошо
ходить -наклоняться и поднимать предмет -использовать по крайней мере 1 слово |
-использовать
2 слова (к 14,5 мес.) -пить из чашки водить карандашом по бумаге указывать на желаемый предмет |
-когда
спросят, показывать на какую-либо часть тела -пользоваться ложкой -строить башню из 2-х кубиков |
-«кормить»
куклу |
16 мес. |
-играть -водить карандашом по бумаге |
-говорить 3 слова -бросать предмет в подражание другим |
-произносить 6 слов -бегать |
-бить
ножкой по мячу -чистить зубы (с чьей-либо помощью) |
17 мес. |
-говорить 2 слова -пить из чашки |
-строить башню из 2-х кубиков |
-подниматься по ступенькам -снимать с себя какой-нибудь предмет одежды -«кормить» куклу |
-строить
башню из 4-х кубиков -показывать на картинке 2 предмета -соединять слова -подбрасывать мяч -говорить и в половине случаев быть понятым |
18 мес. |
-говорить 3 слова -указывать на желаемый объект |
-бегать -пользоваться ложкой и вилкой, но не избирательно -когда спрашивают, указывать на какую-нибудь одну часть тела |
-бить ножкой по мячу -выполнять двухступенчатую просьбу, не сопровождаемую жестом |
-определять
одну картинку по названию -использовать пятьдесят и более слов |
19 мес. |
-хлопать
в ладоши (играть в ладушки») - выражать свои желания не только плачем -стоять -махать рукой на прощание -класть 1 предмет в коробочку -правильно использовать слова «мама», «папа» -выполнять односложную просьбу, не сопровождаемую жестом. -хорошо ходить -наклоняться и поднимать предмет -играть -водить карандашом по бумаге -пить из чашки -говорить 3 слова -указывать на желаемый объект |
-«кормить» куклу -пользоваться 6-ю словами -подниматься по ступенькам |
-строить башню из 4-х кубиков -определять 2 картинки по названиям |
-называть
6 частей тела -мыть и вытирать руки |
20 мес. |
-бросать предмет в подражание кому-либо -пользоваться ложкой и вилкой (но не избирательно) -бегать |
- |
-составлять словосочетания -находить 1 картинку по названию -называть 6 частей тела -подбрасывать мяч -использовать пятьдесят и более слов |
-определять 4 картинки по названию -строить башню из 6 кубиков |
21 мес. |
-строить башню из 2-х кубиков -указывать на ту часть тела, о которой спрашивают |
-пинать мяч вперед -определять 2 картинки по названию -снимать 1 предмет одежды |
-чистить зубы (с чьей-то помощью) |
-надевать
1 предмет одежды |
22 мес. |
-пользоваться 6-ю словами -подниматься по ступенькам |
-строить башню из 4-х кубиков -выполнять команду, требующ8ю 2-х последовательных действий, которая не сопровождается жестами |
-строить башню из 6-и кубиков -определять 4 картинки, указывая на них -мыть и вытирать руки |
-подпрыгивать |
23 мес. |
-толкать вперед небольшой мяч |
-говорить словосочетаниями -называть 6 частей тела -использовать 50 и более отдельных слов |
-надевать 1 предмет одежды |
-называть
на картинке 4 предмета -пользоваться предлогами |
24 мес. |
-снимать один предмет одежды -«кормить» куклу -строить башню из 4-х кубиков указывать 2 предмета на рисунке |
-строить башню из 6-и кубиков -бросать мяч -говорить и в половине случаев быть понятым -называть 1 предмет на рисунке -указывать на 4 предмета на рисунке |
-прыгать -надевать 1 предмет одежды |
-чертить
вертикальную линию в подражание -составлять 2 или 3 предложения |
25 - 27 мес. |
-пользоваться 50-ю и более отдельными словами -строить фразы -выполнять просьбу из 2-х частей, не сопровождаемую жестом |
-мыть и вытирать руки -подпрыгивать -надевать 1 предмет одежды -чистить -зубы (с помощью) |
-строить башню из 8 кубиков -пользоваться предлогами -вести разговор из 2 или 3 предложений |
-стоять
на одной ноге в течение 1 секунды -надевать футболку -называть друга по имени |
28 - 30 мес. |
-называть 1 картинку -надевать 1 предмет одежды --прыгать -называть шесть частей тела -определять 4 картинки, указывая на них |
-называть 4 картинки |
-проводить вертикальную линию в подражание -стоять на одной ноге в течение 1 секунды -называть друга по имени |
-стоять
на одной ноге в течение 2-х секунд -узнавать 1 цвет -описывать использование 2-х предметов -пользоваться двумя прилагательными -прыгать в длину |
31 - 33 мес. |
-чистить зубы с помощью взрослых -строить башню из 6 кубиков |
-проводить вертикальную линию в подражание -называть друга по имени использовать в беседе 2-3 предложения -строить башню из 8 кубиков -мыть и вытирать руки -пользоваться предлогами |
-узнавать 1 цвет -пользоваться 2-мя прилагательными -прыгать в длину -надевать футболку |
-стоять
на одной ноге в течение 3-х секунд -«сосчитать» один кубик |
34 - 36 мес. |
-идентифицировать 4 рисунка по названию -узнавать друга по имени -мыть и вытирать руки -кидать мяч руками -говорить и в половине случаев быть понятым -вести беседу из 2-3 предложений -пользоваться предлогами |
-пользоваться 2-мя прилагательными -надевать рубашку -прыгать в длину |
-балансировать на одной ноге в течение 2-х секунд -описывать использование 2-х предметов |
-копировать
круг -одеваться без помощи -узнавать 4 цвета |
Приложение 2
Анкетирование
родителей:
Баллы
1. Хорошо ли вы знаете своего ребенка?
Да 3
Не очень 2
Плохо 1
2. Много ли
внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?
Круглые сутки 3
5—6 часов в сутки 2
1—2 часа в сутки 1
3. Часто ли вы
хвалите своего ребенка за его успехи?
Всегда . 3
Иногда 2
Никогда
1
4
Как вы поощряете своего ребенка?
Радуетесь вместе с ним его успехам 3
Просто хвалите
2
Покупаете дорогие вещи, игрушки 1
4. Как вы наказываете
своего ребенка?
Делаете
вид, что вы огорчены,
и не
разговариваете с ним - 3
Не разрешаете
смотреть телевизор,
играть в
компьютер 2
Применяете физическую
силу, не разрешаете гулять 1
Приложение 3
«Круг воли»
Ф.И……………………………………………… Возраст ……………………….
Дата ……………………………………………
Инструкция:
1.
Нарисуйте круг ( это 100 % силы воли) и отметьте в нем сектор, который как вы считаете соответствует Вашей силе
воли.
2.
Подберите те цвета карандашей, которые как вы считаете,
соответствуют
заданным волевым качествам и отметьте
сектора, соответствующие количеству этого качества в
вас самих:
Комментариев нет:
Отправить комментарий