Как помочь ребёнку стать успешным!
Известно, что
упражнения на растягивание, которые часто используются во время уроков
физкультуры, а также в практике атлетов, танцоров, йогов, помогают
расслабиться, обрести пластику, грациозность, свободу и изящество движений,
хорошую осанку. Но почему такие движения делают учебу школьников более
успешной?
Хорошая успеваемость предполагает активное
освоение новой информации. Но, например, когда школьник попадает в незнакомую
ситуацию, или над ним висит угроза контрольной работы, или когда родители
неодобрительно отзываются из-за полученной тройки, то мышцы ребенка
сокращаются. Это нормальный физиологический рефлекс в ответ на опасность и
стресс. Однако при этом сигнал не доходит до передних отделов мозга, отвечающих
за понимание, моторный контроль, рациональное поведение, столь необходимых для
учебной деятельности и при коммуникациях.
Растягивающие движения снимают стресс и
расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние.
Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков –
понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей при помощи
речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться
и быть более пластичным.
«Слон»
1.
Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены.
2.
Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху
так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится.
3.
Взгляд – на пальцы вытянутой руки.
4.
Рисуем ленивую восьмерку всем телом.
Для
этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и
выше в корпус.
5.
Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является
ваша рука.
6.
Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние.
7.Повторяем
эти же движения другой рукой.
Упражнение объединяет
все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также
стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются
навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память.
Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело.
«Сова»
1.
Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь
должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.
2.
Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней
удобной точки, начинаем движение в обратную сторону.
3.
При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка
вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье»
округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все
движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.
Поменяйте
руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу.
Упражнение снимает
напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно
способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические
вычисления.
Благодаря «уханью»
снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение
особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения
машины (для взрослых).
«Заземлитель»
Благодаря этому
упражнению снимается зажим поясничной группы мышц, тело расслабляется,
улучшается координация движений в целом. Так что самое время освоить полезное
упражнение Оно понадобится с началом учебного года, чтобы уметь максимально
сконцентрировать энергию на выполнении работы.
Движения снимают напряжение поясничных мышц,
улучшают зрение, нормализуют дыхание. Это способствует повышению концентрации
внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки,
логику.
1.
Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе.
2.
Правая стопа развернута носком вправо, левая – вперед, руки на поясе.
3.
Мягко согните правое колено, опираясь всем телом на стопу.
4.
Спину держите прямо и равномерно опускайте корпус вниз.
5.
Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес
тела остается по центру. При этом корпус не должен поворачиваться и смещаться в
сторону опорной ноги. Стопы от земли не отрывать!
Сделайте упражнение 3
раза, потом поменяйте опорную ногу и повторите.
Волшебные кнопки
Кто
из нас хотя бы раз в жизни не мечтал о чудесной кнопке, нажав на которую,
моментально можно было бы решить заковыристую задачку, например, по математике
или физике.
А
еще раз нажал – и сразу прояснилась ситуация, которая долгое время никак не
могла разрешиться. Упражнение, предлагаемое в этом номере, поможет таким
фантазиям стать реальностью.
Такие
движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного
мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается
визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути
решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что
важно для быстрого и грамотного чтения и письма.
1.
Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.
2.
Положите одну руку ладошкой на пупок.
3.
Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и
справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые
кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает
сосредоточиться.
4.
Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним
и указательным пальцами.
5.
Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается
неподвижной.
6.
Поменяйте руки и повторите упражнение.
7.
После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением
глазами слева направо и наоборот. Голова
при этом остается неподвижной.
«Ленивые восьмерки»
1.
Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак
бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.
2.
Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте.
3.
Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. 4. Ведите рукой в
воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и
снова в центр.
5.
Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку.
6.
Движение должно быть плавным и непрерывным.
7.
За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной.
8.
Повторить три раза каждой рукой.
9.
Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за
пальцами.
10.
Повторить три раза.
«Двойные рисунки»
1.
Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в
руках по карандашу, а перед вами – холст.
2.
Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте
зеркальные изображения.
Сюжет
не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях
холста.
3.
Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.
4.
Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге,
прикрепленной на уровне глаз.
Упражения рекомендуются
делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения.
Тянем-потянем
Данные упражнения
нормализуют дыхание, снимают напряжение в верхней части грудной клетки, руках,
за счет чего улучшается крупная и мелкая моторика. Это приводит к точности в
манипулировании инструментами, улучшает почерк. Наши потягивания также
способствуют концентрации внимания. Они помогают сделать речь более
выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге.
1. Встаньте или сядьте, выпрямив
спину, и вытяните перед собой руки.
2. Поднимите правую руку вверх. Левой
рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы,
пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука
оказывает легкое сопротивление левой.
3. Движение в каждом направлении
делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам
почувствовать расслабление мышц руки.
4. Вернитесь в исходное положение и
вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по
ощущению кажется длиннее левой!
5. Повторите упражнение, поменяв
руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность
плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами.
Позитивные точки
Можно
выполнять стоя и сидя.
1.
Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу
посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине
зрачка.
2.
Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации.
При
этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
Упражнение особенно
актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во
время экзаменов.
Думающий колпак
Можно
выполнять стоя и сидя.
1.
Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
2.
Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной
стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
3.
Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
4.
Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее.
5.
Повторите упражнение 4 раза.
Эти движения обостряют
слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические
способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие.
Сам себе качели
Упражнение «Рокер» снимает напряжение после
длительного сидения за партой, компьютером или рулем автомобиля, прибавляет
энергии, помогает достигать спортивных успехов, способствует творческому
мышлению. Кроме того, оно способствует развитию понимающего чтения, улучшает
навыки эмоционального чтения и пересказа. Упражнение выполняется на мягкой
поверхности. Подойдет, например, гимнастический коврик.
Сядьте
на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните
колени.
Обхватите
колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед,
с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением
напряжения.
Вернитесь
в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно
быть удобно поддерживать тело в наклонном положение.
Приподнимите
ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями «восьмерки». Если
выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать
круговые вращения ногами.
Упражнение
«Энергетизатор», возвращает
школьников в состояние творческого познания окружающей действительности. Оно
повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой
информации и творческие способности.
Движения также
подпитывают энергией для быстрого выполнения учебных заданий, принятия
правильных решений. Они способствуют улучшению координации движений, снимают
стресс статичной позы, если дети часами сидят за партой или компьютером.
Взрослым, уставшим от сидячей работы, это упражнение тоже поможет восстановить
силы.
1. Сядьте за стол и положите руки
таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед.
2. Опустите голову лбом на стол. Поза
должна быть максимально удобной.
3. На вдохе начинайте поднимать лоб,
голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема
– окончание вдоха или напряжение в спине. Грудь и плечи должны быть развернуты
и расслаблены.
4. Подняв голову, сделайте несколько
плавных круговых движений головой от плеча к плечу.
5. Опускайте голову в той же
последовательности: лоб, голова, шея, спина.
Повторите
движения 3 раза. Во время их выполнения важно синхронизировать работу тела и
дыхания.
Другой
вариант упражнения – выполняем движения лежа на животе на мягкой поверхности.
Последовательность остается прежней. Бедра и нижняя часть спины расслаблены и
неподвижны.
«Энергетическая зевота»
Кто не зевал на уроке,
стыдливо прикрывая рот ладошкой? Думаете, это все от скуки? Вовсе нет, просто
организму не хватает кислорода, чтобы активно перерабатывать поступающую
информацию. А когда теряется смысл, действительно становится скучно. И хочется
спать…
Но впереди еще устное
чтение и ответы у доски, и так хочется говорить ясно, выразительно и
увлекательно…
Займите
удобную позицию стоя или сидя. Положите ладони на щеки.
Откройте
и закройте рот, чтобы почувствовать под руками точки соединения верхней и
нижней челюстей. Переместите пальцы на эти точки.
Представьте,
что вы зеваете: широко откройте рот и на высоте «зевка» массируйте пальцами
найденные точки. При этом попробуйте произносить расслабляющий длинный звук
«ва-а-а-а-у-у-у».
Повторите
упражнение 3–6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете
по-настоящему!
За счет ослабления
напряжения мышц лица упражнение способствует улучшению зрительного внимания и
восприятия, помогает в общении, стимулирует творческие процессы, развивает
способность отбирать нужную информацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий