Особенности оказания психологической помощи
участникам образовательного процесса в дистанционном формате
Нам повезло – мы живем в эпоху цифровых технологий, являющихся новыми инструментами познания. Пришло время более детально изучить потенциал «цифры» для работы с участниками образовательного процесса. Очевидно, что цифровая среда может быть принимающей и отторгающей, однако, мы не можем игнорировать факт ее растущей востребованности (сегодня мы можем оставаться на связи с людьми, которые нам важны 24/7). В современном мире каждый из нас в большей или меньшей степени пользуется цифровыми технологиями.
В период пандемии Covid–19 всё
общество столкнулось с неизбежностью трансформации своей деятельности. Для многих педагогов-психологов работа в современных условиях претерпела
существенные изменения, что потребовало адаптации, гибкости
и повышенной психической устойчивости. Каждый
педагог-психолог обязан владеть прежде всего техниками самопомощи и
саморегуляции, быть готов справляться с
повышенным раздражением, усталостью, страхом.
Высокая ответственность за эффективную
психологическую поддержку легла на тех педагогов-психологов, кто оказывал
психологическую помощь по определенной проблеме и не имел профессионального
права прервать ее в период самоизоляции участника образовательного процесса.
Специалистам приходилось максимально быстро перестраиваться, чтобы процесс
сопровождения не прерывался.
Сегодня очевидно, что каждый из нас
должен быть готов к подобной ситуации. Многие работают в дистанционной
форме давно, кто-то к этому только
приходит.
Кто сталкивался с работой в сети, тот понимает, что Работа в
дистанционном формате имеет ряд специфических особенностей, преимуществ и
недостатков.
На мой взгляд, преимущества
превалируют: экономия времени и сил,
отсутствие затрат на дорогу, прежде всего тех, кто обращается за
психологической помощью, мобильность (возможность проводить
видеосессию (при наличии оборудования)
в любом месте), возможность одновременной работы с
участниками, находящимися в разных географических точках (особенно эффективно
при работе с родителями, не желающими или не имеющими возможности встречаться
лично).
Нельзя игнорировать минусы: технические проблемы (отсутствие
возможности выхода в Интернет, сбой, потеря связи, ограниченность программ для
использования и т.п.), сложность в установлении контакта, невозможность полного
наблюдения за невербальными компонентами коммуникации участников и т.п..
Не эффективно онлайн консультирование, когда участник не заинтересован в работе; участниками не
обеспечиваются комфортные и конфиденциальные условия (рядом находятся другие
люди, высокая отвлекаемость и т. д.)….
Работа в сети имеет и свою специфику, которая
требует от педагога-психолога развития дополнительных навыков, знаний и умений (в
большинстве своем не относящихся к профессии). Это умение на минимальном уровне
владения компьютерной техникой и несколькими программами для работы в сети.
Прежде, чем начинать работу дистанционно, требуется
осознание своей позиции как специалиста
(понимание вами целей и задач проводимого мероприятия, ожидаемого
результата, границ ответственности,
способность к анализу складывающейся ситуации).
Необходимо не только подготовиться самому (внешний вид), но
и привести в порядок окружающее пространство (рабочий стол, необходимые рабочие
аксессуары, позаботиться о звукоизоляции). Перед началом работы важно подготовить техническое оборудование (проверить
качество интернет-связи, заряд АКБ, исправность наушников, микрофона); предусмотреть
альтернативный вариант связи (другой канал, мессенджер, чат, др.); оценить
безопасность используемого источника связи.
До начала мероприятия вы должны подумать, как будете
реагировать на: потерю связи; намеренное отключение участника; молчание
участника; отказ включить камеру; усталость ребенка; нарушение правил работы; ситуацию,
когда участник занимается посторонними делами. Если это групповая видеосессия,
то вы должны знать как «вывести» участника, как потом его «обратно включить» в
процесс групповой работы без «ущерба» для группы.
Обсудите условия взаимодействия, правила работы (например:
работать только с включенными камерами, не делать скриншоты, не записывать
видео/аудио и не публиковать это в сети, время ожидания при потере связи и др.)
При подготовке группового занятия:
-
обозначьте круг приглашенных;
-
установите качественный контакт и обеспечьте включенность в работу каждого
участника;
-
продумайте, каким способом будет организовано взаимодействие всей группы, чтобы
был сформирован контакт не только между специалистом и участниками, но и
участников друг с другом в дружественной атмосфере.
Наиболее распространенные формы психологической
помощи онлайн:
Видеосвязь: психологическая помощь осуществляется при помощи общения
в реальном времени
через видеосвязь в различных программах - скайп, зум и т.д.
Голосовая связь
- психологическая помощь осуществляется при помощи общения в реальном времени
посредством аудиосвязи.
Переписка - осуществляется через текстовые сообщения в
режиме реального времени (синхронная переписка) или через разные промежутки времени (асинхронная переписка).
Аудио- и видеозаписи
- помощь осуществляется при помощи заранее записанных аудио- и видеосообщений,
лекций, семинаров.
Психологическая помощь может оказываться, в той или иной
степени, практически по всем направлениям психологической деятельности (диагностика,
консультирование, мероприятия в рамках просвещения и профилактики, коррекционные, развивающие и
обучающие занятия, др.).
В онлайн-консультировании уделяется больше
внимания установлению и выстраиванию контакта с участником (-ами). Важным моментом в любом виде онлайн-консультирования является
обсуждение с условий
взаимодействия. Например, временные
интервалы в переписке, промежутки между консультациями, использование
альтернативных видов связи на случай, если обрывается связь (например, если прерывается видеосвязь и ее невозможно восстановить, то можно перейти в чат
или переписку по электронной почте).
Также можно обсудить конкретные действия, которые делает участник и психолог для восстановления связи в данный период времени.
Договоренность об условиях
взаимодействия поможет сделать
онлайн-пространство для участников более безопасным, что является неотъемлемым
условием для эффективности психологической работы.
Методы
работы в онлайн-консультировании
практически такие же, как и в очном консультировании.
В онлайн-консультировании уделяется
больше внимания выстраиванию контакта, поскольку
здесь оно может происходить медленнее
и с некоторыми ограничениями. В дистанционном формате сложней воспринимать и понимать
другого человека. В ограниченном доступе оказывается
невербальная информация, поступающая от участника: позы, мимика и жесты, отсутствует прямой контакт глаза в глаза,
что-то психолог может заметить, а что-то нет. В текстовом и аудиоконсультировании такой способ взаимодействия
вовсе отсутствует. В этом случае остается более информативным и актуальным вербальный метод взаимодействия между
психологом и участником.
Основным видом работы психолога с участниками
образовательного процесса является профессиональная
беседа (психологическое интервью). Этот метод обладает законами
и принципами организации, целью которой является
изменение и улучшение
состояния обратившегося за
психологической помощью. Интервью
применяют с целью осуществления влияния при помощи вопросов
и специальных задач, для раскрытия
потенциальных возможностей человека.
Основными
этапами психологического интервью
являются:
- установление контакта;
- сбор информации по проблеме, формулирование желаемого результата;
- выработка альтернативных решений;
- обобщение.
На
протяжении всех этапов консультационного процесса
можно использовать наблюдение. Большее
внимание здесь будет уделяться вербальному поведению участника. Содержанию
его речи, продолжительности, интенсивности и т.д. Невербальное поведение
тоже можно наблюдать в онлайн-формате, но в меньшей степени, чем в очной работе.
Техники психологического консультирования:
Активное слушание – участие в беседе посредством выражения собственных переживаний и соображений.
Нерефлексивное слушание заключается в том,
чтобы молча выслушивать собеседника, не вмешиваясь
в разговор.
Рефлексивное слушание – контроль точности
восприятия услышанного, выяснение
смысла и значения сообщений
клиента.
Выяснение –
это обращение за пояснениями.
Перефразирование предназначено для выражения мысли консультируемого другими
словами.
Отражение чувств и состояний клиента
помогает показать, что психолог видит и
понимает эмоциональное состояние
собеседника, а также помогает ему осознать, что тот чувствует в данный момент.
Резюмирование помогает подытожить основные мысли, идеи и чувства собеседника.
На первой стадии консультирования важны «способствующие высказывания», которые помогут консультируемому понять, что вы его слышите,
сочувствуете, понимаете и т.д. В очном консультировании в роли «способствующих высказываний» часто выступают
невербальные послания консультанта: уместный кивок головой, улыбка или
сочувствие, выражаемое глазами,
мимикой, наклон тела вперед, присоединение к некоторым движениям и т.д. При проведении
онлайн-консультации мы можем сообщать участнику же самое вербальным способом, просто сказав ему об этом. Можно
попросить консультируемого что-либо разъяснить или дополнить фразой,
например: «Вы имели в виду, что…», а также,
перефразировав сказанное им, можно выделить существенное в рассказе клиента, например:
«Если я вас правильно поняла, ваш ребенок…».
На стадии сбора информации так же используются уточнение, пересказ, нерефлексивное и рефлексивное слушание.
Больше внимания уделяется
рефлексивному слушанию и отражению содержания услышанного.
На третьей стадии перебираются и
выдвигаются возможные гипотезы, происходит дальнейшее развитие
мыслей консультируемого. Психолог
помогает в формировании мыслей, которые способствуют снижению неопределённости проблемной ситуации. В Интернет-консультировании могут использоваться те же приемы,
что и в очном консультировании, только нужно учитывать, что из-за специфики дистанционной деятельности обсуждение может затягиваться.
В завершении происходит обобщение результатов взаимодействия
с консультируемым по поводу проблемы, может намечаться переход от обсуждения к действию. Можно использовать поддерживающие и ободряющие фразы, например, «уверена,
у вас все получится!». Большое
внимание уделяется выходу из контакта,
обсуждению и планированию дальнейшей работы, если она требуется.
Вариант методики работы
в гештальт-подходе со взрослыми,
родителями и детьми на совместных
консультациях.
Выделяется
«фигура» и «потребность» консультируемого. Фигура
(основной фокус внимания в работе с семьями) – это наличие трудностей в выстраивании «диалога» друг с другом. Три
потребности, которые не удовлетворяется в общении, – это «уважение», «принятие», «безопасность».
Консультация выстраивается по «циклу контакта
Гудмана»: преконтакт, контакт, полный контакт, постконтакт. С каждым прерыванием по циклу контакта: «конфлюэнция», «интроекция»,
«проекция», «ретрофлексия», «эготизм» – работа ведется поочерёдно. Это позволяет
во время сессии исследовать особенности построения коммуникации от начала и до ее завершения, а также выявлять прерывания контакта партнеров и находить новые способы
выстраивания диалога. При
необходимости в формате обратной экспертной связи участникам предоставляется короткий обзор – это описание контакта
с другим через каждое прерывание, его «плюсы» и «минусы».
Таким образом, на консультации участники
получают возможность осознавать собственные потребности
и желания, стереотипы собственного поведения в общении, быть в диалоге, обращаться за помощью, доверять
и поддерживать друг друга. Закрепляется положительный эмоциональный опыт, «чувствование» себя услышанным, нужным и полезным. А значит, в семье могут
удовлетворяться базовые потребности в уважении, принятии и безопасности. Успешный опыт семейного
общения закрепляется через восстановление контакта.
В дистанционном формате могут использоваться многие техники
и приемы из обычной практики специалиста (психологические игры, техника ведения
дневников, различные арт-терапевтические техники, нейрографика).
Техники
оказания психологической помощи в дистанционном режиме:
Психологические
игры предусматривают внутренние
изменения участников –трансформация (инсайты, осознания, новые опыты). Эти же
изменения происходят затем и в жизни, поскольку были пережиты в отношении
конкретной жизненной ситуации. После игры человек возвращается в свою жизнь
другим: с новым отношением к ситуации, по-новому делает свои выборы и строит
взаимодействие с окружающими. Впоследствии эти внутренние изменения реализуются
на уровне его внешней реальности и позволяют преодолеть личностный кризис.
Игровая форма позволяет создать безопасное пространство, где
формируется атмосфера принятия и взаимодействия, где у игрока есть право на
ошибку, что очень важно для снятия эмоционального напряжения, раскрытия
потенциала, поиска ограничений и расширения границ возможностей.
Психотерапевтический
подход в игре позволяет выявить их эффективность, распознать скрытые мотивы
действий, стратегии поведения, часто
повторяющиеся ситуации и проверить их эффективность. Коучинговый подход в игре позволяет
увидеть новые варианты решения вопросов, поставить конкретные цели и
разработать стратегию для достижения желаемого.
Психологические игры гармонично сочетают в себе интенсивный
формат индивидуальной и групповой работы, где есть возможность не только
глубоко проработать свой запрос с разных сторон, но и получить поддержку и
обратную связь от группы, обменяться личным опытом, найти единомышленников.
Техника
«Структурированный дневник»
Цель метода – укрепить внутренние процессы восприятия
происходящего в настоящем и трансформировать в процесс личностного и духовного
развития, что очень важно в кризисные периоды жизни человека.
Аудитория: взрослые
Материалы: блокнот, предпочтительнее на кольцах (для дополнения
страницами)
Инструкция: «Вам необходимо приобрести блокнот. Назовем его
«Дневник счастья». Каждая страница блокнота начинается словами: «Сегодня самый
счастливый день в моей жизни!». Дальше вспомните 5 событий дня, которые были
для вас радостными или счастливыми. Запишите их, отмечая позитивные чувства,
сопровождающие эти события. Завершите страницу словами: «А завтра день будет
еще лучше!». И ложитесь спать. Каждый вечер выполняйте домашнее задание, а
результат обсудим при необходимости на следующей встрече».
Пояснительная записка:
Дневник работает независимо от психолога за счет четкой структуры, в которой можно выделить,
описать и передать конкретные события и позитивные чувства, связанные с ними.
Здесь важно, что переживания не надо втискивать в формат
дневника, акцент делается на комфортных моментах жизни с опорой на позитивные
душевные переживания, связанные с ценностями, намерениями, желаниями.
Обсуждение задания сводится к тому, что в жизни всегда есть
что-то хорошее, радость есть в любой мелочи, только надо ее увидеть.
Нейрографика
Термин «Нейрографика» принадлежит художнику и архитектору
Павлу Пискареву («нейро» – это работа мозга, а «графика» – рисование линий,
фигур).
Регулярное выполнение нейрографических упражнений
способствует избавлению от зажатости, комплексов, моральных травм, изменению
блокирующих установок, позволяет
получить свежие силы, активность, вход в ресурсное состояние. Нейрографические
линии и фигуры, слитые в единую картину, дают возможность трансформировать свою
реальность и по этой причине нейрографика – простое и доступное средство сделать
существование осознанным.
Материалы:
лист любой бумаги;
карандаш, фломастер или линер, чем наносить линии и фигуры;
цветные карандаши; гелевые или шариковые ручки; маркеры
(лучше двусторонние).
Выбор инструмента – это личное предпочтение каждого.
Вариантов рисования множество.
Инструкция:
Сначала надо сосредоточиться и сформулировать вашу проблему
и то эмоциональное состояние, что у вас возникает: трудности в отношениях с
родными и близкими людьми, проблемы на работе и пр.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте любую линию, только
спонтанно и не думая, как лучше и красивее это сделать (линии рисуем подобные
кривой электрокардиограммы, но более плавные).
Посмотрите на получившийся рисунок, округлите на нем неровности, острые углы. В этот момент происходит
проработка негатива, вы можете чувствовать сопротивление, что будет нормальным,
но надо работать дальше и закончить дело. В это время вы переживаете все свои
чувства и впечатления, достигаете целостности, снимаются все ограничения.
Вы можете почувствовать прилив сил и позитива, желания
двигаться вперед. В корне изменится ваше понимание проблемы, возникнут свежие
мысли и решения. Выделите или введете в рисунок фигуры (круг, квадрат,
треугольник), дополнительные элементы (спираль, зигзаг, звезду).
Раскрасьте разными цветами элементы вашего рисунка:
маркерами или цветными карандашами, так
вы объедините части в новые группы, проработав способность принимать большее, у
вас появится мотивация к достижению определенной цели. Выбирайте любые цвета,
можете не закрашивать все части.
Рисунок не оценивается и не критикуется. Обычно рисунку не
задаются какие-то четко определенные образы, размеры и границы. Изображение
можно продолжать неограниченное количество времени. Настроение, эмоции
изображается линиями, а не рисунком. Нейрографика учит человека понимать и
узнавать самого себя. В процессе доработки «картины» не надо проводить анализ,
не надо искать сходство с реальностью. После того, как рисунок полностью готов,
надо внимательно посмотреть на него и отдохнуть.
Справочно:
Фигуры
Круг – это
совершенная гармоничная фигура, это солнце, земля — некая защита и
завершенность. С кругов рекомендуется новичкам нейрографики снимать ограничения
мышления. Гармонизировать общее состояние и мягко войти в этот чудесный
заразительный метод рисования. Круги даже в различных народностях являются
символами оберега и защищенности.
Квадрат –
это фигура стабильности, прочности, вечности. Вызывает ощущение надежности и
баланса, снижает ощущение от тревоги и волнения. Когда есть желание
зафиксировать результаты, стабилизировать свое состояние – то в рисунок
вносятся именно квадраты.
Треугольник
– это динамичная острая движущая фигура. Почему чаще всего треугольник
ассоциируется с опасностью, конфликтностью, колкостью? Все просто – ведь это
острые углы: нож, стрела, копье, клык. Но в то же время, фигура влиятельна для
того, чтобы создать движение в своей жизни. Это динамика, мотивация,
направление, прорыв, вектор движения. Без нее никак не обойтись.
Дополнительные
элементы – спираль, как производная от кругов и звезда – это несколько
треугольников.
Техника
«Желания»
Цель: работа с сопротивлением и
неумением выражать эмоции, скованность и зажатость (возможна индивидуальная и
групповая работа).
Аудитория: дети от 5 лет, взрослые
Материал: 4 листа А5, акварель или
гуашь.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста,
то, что хочется прямо сейчас» (4 раза). «Рисуй так, как хочется. Можно рисовать
любые желания отрицательные и положительные, как нравится».
Отработка:
- Какую эмоцию вызывает каждый
рисунок? (перечисление)
- Какую эмоцию чувствуешь к этому
рисунку? (конкретизация)? - Какой рисунок нравится? (уточнение)
- Какой рисунок не нравится?
(уточнение)
- Как ты назовешь этот рисунок?..
Техника
«Мандала»
Цель: развитие рефлексии, обращение
к своим чувствам и наблюдение их динамики, довыражение неотработанных чувств на
других упражнениях
Аудитория: дети от 5 лет, взрослые.
Материал: лист А4 с нарисованным
кругом, пастель, гуашь, акварельные карандаши (либо любые другие материалы,
имеющиеся у участника дома).
Инструкция: Нарисуйте рисунок вашего
состояния в мандале (круге). Рисуйте так как чувствуете. Используйте цвета по
своему желанию
Отработка:
- Что вы создали?
- Какие эмоции вызывает ваша работа?
- Какие ощущения, чувства,
настроение?
- Где эти чувства откликаются в
теле, на что это похоже?
- Какая часть вашей работы (рисунка)
нравится, вызывает радость?
- Какая не нравится?
- Как можно назвать (озвучить)
рисунок?
Техника
«Прощание с…»
Цель: коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции,
чувства (возможна индивидуальная и
семейная, групповая работа).
Аудитория: дети от 5 лет, взрослые
Материал: 4 листа А5, карандаши,
краски, миска с водой.
Инструкция:
Вспомните, то чувство, эмоцию,
состояние, с которым хотелось бы проститься.
Нарисуйте его контур прямо сейчас
Скомкайте свой лист, что есть силы, окуните его в воду
(«искупайте» как следует
Разверните лист бумаги, создайте
новый образ
Упражнение
«Позитивные высказывания»
Цель: формулирование и фиксация поддерживающих и
ободряющих фраз в противовес более привычным критикующим высказываниям.
Примечание: важна фиксация этих
высказываний на стикерах, в дневнике, с дальнейшей возможностью возвращаться к
ним в моменты усиления тревожных мыслей.
В этой статье я постаралась поделиться
практическими техниками и приемами, которые эффективны для снижения
напряженности и чрезмерной тревоги, стимулировании ресурсного состояния. Данные
техники не затратны, их легко организовать в условиях дистанционной работы.
В завершение хотелось бы отметить,
что работа педагогов-психологов в дистанционном формате при всех его
недостатках, выраженных в отсутствии прямого личного контакта, является
необходимым инструментом в общении с участниками образовательного процесса. Взаимодействие
такого плана создаёт чувство общности, свидетельствует о принятии нового,
следовании и понимании современных реалий, расширении границ своих компетенций.
На мой взгляд, один из важнейших
принципов психологического сопровождения
- доступность. Оказание
психологической помощи он-лайн еще один шаг на пути к тому, чтобы все участники
образовательного процесса почувствовали дополнительный источник опоры и
поддержки от специалиста.
Радивон Марина Николаевна
педагог-психолог ДУ №10 г.Лиды
Литература:
1.
Винникотт Д.В. Игра и реальность. М., Институт общегуманитарных исследований, 2008.
2.
Гарднер Р. Психотерапия детских
проблем. Спб.: Речь, 2002.
3.
Ениколопов С.Н., Бойко О.М.,
Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю.
Динамика психологических реакций
на начальном этапе пандемии COVID-19
[Электронный ресурс] //URL: https://psyjournals.ru/files/114594/psyedu_2020_n2_Enikolopov_et_al.pdf.
4.
Керпен, Дейв. Гений коммуникации: искусство притягивать людей и превращать их в своих
союзников: 11 навыков
эффективного общения / Дейв Керпен;
(пер. с англ.)
– Москва: Экспо, 2019. – 352 с.
5.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь,
2007.
6.
Колошина Т.Ю. Лебедева Н.М.,
Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика – СПб.: Речь, 2005. – 560 с.
7.
Лэндрет Г. Л. Игровая
терапия: искусство отношений. / М.: Международная педагогическая академия,
1994.
8.
Меновщиков В.Ю. Психокоррекционные группы и подготовка профессионалов в области
психотерапии и общей медицинской практики.
// Психологическая помощь в меняющемся мире. Материалы II Международной конференции психологических служб и Телефонов доверия.
Пермь, 1995. С.42-51.
9.
Меновщиков В.Ю. Психологическая
помощь в сети интернет. М., 2007
10.
Меновщиков В.Ю., Колпачников В.В.,
Панькова Е. / Психологическое консультирование онлайн. Научно-практический
журнал. - 2010. - № 2.
11.
Новые направления в игровой
терапии. Проблемы, процесс
и особые популяции. Под ред. Г.Л. Лэндрета. М.: Когито-Центр, 2007.
12.
Орлов А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к трансперсональному
общению. // Ежегодник по консультативной психологии, коучингу и консалтингу. Выпуск 2. /Под ред. В.Ю. Меновщикова, А.Б. Орлова. – М. Институт
консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Институт), 2015, 115-126 с.
13.
Пискарев П.М. Предпосылки
формирования метода Нейрографика. — Методология современной психологии. Вып. 6
/Сб. под ред. Козлова В.В., Карпова А.В., Мазилова В.А., Петренко В.Ф. – М-.
Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2016
14.
Психологическая помощь социально
незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий
(интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы
межведомственной научно-практической конференции, Москва, 24–25 февраля, 2011
г. / Под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М.: МГППУ, 2011. – 196 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий