ПОИСК

пятница, 1 марта 2013 г.

РОДИТЕЛЯМ «ОСОБЫХ» детей…


«КАК БЫТЬ?»…
О чем это я?.. О бесцеремонности, чувстве вины и тактике выживаемости.
 На днях была в магазине. Стала свидетельницей, уже не в первый раз, когда разъяренные покупатели отчитывали в  магазине маму  «неуправляемого» мальчика лет 5-6. У нас же всегда так, со стороны виднее, как воспитывать, как вести себя, что делать …Мама стояла поникшая, как недельная морковь без полива, а ребенок продолжал «хулиганить»...  Недолго думая, я подошла к толпе и объявила: « Простите, но он не может себя вести иначе,
поверьте, мама делает все, что в ее силах…», улыбнувшись маме и мальчику, вышла  размышляя…  
«Что делать, как быть, когда люди на улице, в магазине, в общественном транспорте негативно реагируют на  ребёнка, раздражаются, бесцеремонно вставляя оскорбительные реплики, заявляя, что ребёнок плохо воспитан и не умеет правильно вести себя?» 
Родители особых детей – и сами особые люди. Это мамы и папы, которые стараются сделать всё возможное, а порой и невозможное, в тех обстоятельствах, в которых они оказались. Только им известно, какие испытания они преодолевают ежедневно, как радуются даже крошечным результатам, наделяя их огромным подвигом... И как часто многих из них съедает глубокое чувство вины. Винят себя почти за все, хотя в большинстве случаев понапрасну.
Как вести себя родителям «особых» детей? Как и любым другим: обозначьте для себя, кто для Вас ваш ребенок, кто для Вас окружающие, где Ваши границы.
 Решите для себя раз и навсегда сами  - «это мой и ребенок, я его люблю таким, какой он есть, мой ребёнок таков, каким он родился. Иногда (а может даже всегда) он не может вести себя иначе». Тогда  ответ на замечание придёт в голову сам собой. Без агрессии на этот мир, без вины и чувства к жалости к себе Ваш ответ будет означать: «Моя жизнь – это моя жизнь. И вам не стоит в неё вмешиваться».  Что делать, когда случай запущен, когда внутри не решены проблемы? Притихнуть, вступить в перепалку или молча посылать на три, а то и более букв? 
Есть проверенные техники. Кое-что подсмотрела в интернете, понравилось, делюсь с Вами.
Например: «Психологическое айкидо» (иногда называют «психологическое самбо»):
Шаг 1. Столкнулись с психологической агрессией – стоп! Остановитесь на 2-3 секунды, сделайте полный вдох и медленный выдох. Мысленно проговорите, какие эмоции вы испытываете прямо сейчас: я раздражен, я в ярости, мне страшно… Обозначение, признание эмоции – первый шаг к контролю над ней. И даже если вы просто сделаете этот шаг, вам уже будет хоть чуть-чуть, но легче. 

Шаг 2. Примените одну из следующих  техник :
Техника бесконечного уточнения. В ответ на агрессивное замечание попытайтесь уточнить, что имеет в виду собеседник: 
- Ваш ребёнок ведёт себя ужасно! 
- Что конкретно в поведении моего ребёнка кажется вам ужасным? Ужасно, что он кричит? Ужасно, что он бегает? Будьте добры, поясните, что ужасного вы увидели в поведении моего ребёнка? 
Важно – задавая вопросы, оставаться абсолютно корректным. 

Техника внешнего согласия или наведения тумана. При агрессивной атаке согласитесь с какой-то частью высказывания или поблагодарите за проявленное внимание: 


- Ваш ребёнок ведёт себя ужасно! 
- Действительно, мой ребёнок ведет себя не очень хорошо. Спасибо, что обратили моё внимание на это. Надеюсь, что в скором времени он научится вести себя лучше! 

Техника испорченной пластинки
. Не вступая в спор, повторяйте одну и ту же фразу с одной и той же интонацией: 

- Ваш ребёнок ведёт себя ужасно! 
- Да, мой ребёнок часто бывает таким. 
- Почему он так кричит в общественном месте? 
- Да, мой ребёнок часто бывает таким. 
- Да уж, невоспитанный ребёнок! 
- Да, мой ребёнок часто бывает таким. 

Техника английского профессора.
Максимально корректно выразите сомнение в том, что замечание не нарушает ваших личных границ. Можно взять собеседника за рукав или за пуговицу, чтоб не сбежал: 
- Ваш ребёнок ведёт себя ужасно! 
- Понимаете, мой ребёнок действительно порой ведёт себя не очень-то хорошо. Но это мой ребёнок. И я, поверьте делаю всё, что могу, для того, чтобы он научился вести себя лучше. А то, что порой незаметно, что мне приходится прилагать большие усилия, не означает, что я – плохой родитель. Я сомневаюсь, что кто бы то ни было может делать мне замечания, не зная особенностей моего ребёнка и наших обстоятельств. 

Возможно, на первый взгляд такие способы ответов на некорректные замечания выглядят причудливо или неестественно. Однако, стоит начать применять их, обращая внимание на свои реакции, естественно, как вы заметите, что они способны поставить на место любого, кто пытается вмешиваться в ваши дела. Причём, сделать это так, чтобы не развязать неприятный уличный конфликт и при этом – отстоять своё право на то, чтобы в вашу личную жизнь не вмешивались посторонние люди.
Рекомендую:
Лиллиан Гласс  «Психологическое самбо. Все самые лучшие способы самозащиты от хамов, хулиганов и энергетических вампиров»
Михаил Ефимович Литвак «Психологическое айкидо»

Лин Фрай «Женщины в обществе»

Любите себя, уважайте друг друга, живите в согласии и гармонии
Ваша Психологиня




Комментариев нет: