ПОИСК

среда, 13 марта 2013 г.

МАНДАЛОТЕРАПИЯ

Сегодня среди методик арттерапии почетное место занимают мандалы. Это древняя и мощная система преображения личности. Современная арт-терапия использует рисование в круге, как инструмент диагностики, психокоррекции и не только.
 «Мандала» в переводе с санскрита
означает круг или центр. Так на Тибете называются циркулярные изображения, отражающие буддистскую картину мира, отношения человека с духовной реальностью. Во многих культурах круг является символом единства и целостности.
Мандала – это карта внутреннего мира человека, своеобразная пиктограмма, в которой зашифрованы целые философские системы. Каждая деталь внутри мандалы символически значима.
    Из всего многообразия мандал можно классифицировать их таким образом:
1. Натуральные и искусственно созданные мандалы.
Натуральные мандалы окружают нас повсеместно -  небесные светила, распустившиеся бутоны цветка, человеческий глаз и т.п..
Искусственно созданные мандалы представлены в широчайшем многообразии и занимают почетное место в жизнедеятельности человека - колесо, форма хлеба, украшения, магические символы и амулеты.
   2. Мандалы можно разделить на одномерные (плоские) и многомерные.
Плоские (одномерные) обычно рисованные или выполненные из различных материалов (дерево, картон, натуральные материалы) в одной плоскости.
Объемные или многомерные мандалы широко представлены в многообразии ритуальных строений, начиная от египетских, индейских и прочих пирамид, заканчивая христианскими храмами и правительственными зданиями, что как раз еще раз доказывает магическую силу графики как части математики и нумерологии.
3.  Мандалы можно разделить на целенаправленные и произвольные.
 Целенаправленная мандала строится и изготавливается по строгим математическим расчетам и правилам, синтезированным на базе нумерологии, астрологии и психологии. Тематические мандалы «Крепкое здоровье», «Процветание», «Раскрытие творчества», «Уверенность к себе» и многие другие строятся с учетом индивидуальных данных каждого человека, даты и времени его рождения, паспортных данных. Это обеспечивает уникальность и максимальную пользу при работе с мандалой.
 Произвольные мандалы создаются от души, под настроение. Примером могут служить наскальные изображения или детские рисунки. Каждый из нас, даже при отсутствии всяких навыков рисования может создать рисунок- мандалу, придерживаясь нехитрых правил орнамента.
   4. По материалам изготовления мандалы могут быть:
нарисованы карандашами, красками, мелками, фломастерами, углем;
изготовлены из дерева, металла, стекла, песка, глины, камней, растений, продуктов;
вышивка по ткани; 
плетеные или вязанные изделия;
компьютерные и лазерные мандалы;
водные мандалы (фонтаны);
 ландшафтный дизайн и круги на полях;
нательные рисунки.
5. Можно разделить мандалы по принципу материальности.
Материальные мандалы- те, что можно потрогать, ощутить, увидеть.
 К нематериальным мандалам можно отнести: мандалу- танец, мандалу- мантру, мандалу- песню.
   6. Также можно рассматривать мандалы с этнической точки зрения, религиозной принадлежности и по направленности темы (мандалы чакр, мандалы времен года, растительные, геометрические и т.д).

Создание мандал, применяемое в ходе арт-терапевтических занятий,  связано с созданием в круге рисунков, отражающих индивидуальные особенности автора — его психическое состояние, отношение к миру и самому себе, а также неосознаваемые потребности и тенденции развития.
 В качестве психологического инструмента к созданию и анализу рисунков в круге впервые стал обращаться К. Юнг. Он описал некоторые психологические механизмы, лежащие в основе визуализации и создания мандал, а также возможные сопутствующие эффекты, предположив, что проявляющиеся в сновидениях, фантазиях и рисунках клиентов круглые или сферические образы могут отражать особенности процесса психического развития, а также взаимодействие сознательных и бессознательных аспектов психики. Анализируя структурные и содержательные особенности таких образов и творчески работая с ними, можно не только помочь клиенту лучше понять процесс своего развития, но и активизировать те психологические механизмы, которые обеспечивают преодоление кризисных состояний, связанных с процессом развития
 Использование мандал в арт-терапевтической практике и психологических исследованиях тесно связано с работой группы американских арт-терапевтов, возглавляемых Дж. Келлог, которая в 1970-е гг. работала консультантом в Мерилендском психиатрическом научно-исследовательском центре в г. Катонсвиль, штат Мериленд, применяя рисование мандал в качестве одного из инструментов исследования.
Наряду с предложенным Келлог вариантом психотерапевтического и диагностического применения рисунков в круге, в арт-терапевтической и психологической практике и исследованиях на сегодняшний день используются и иные подходы. К примеру, А. И. Копытин, на протяжении долгого времени использовавший рисование в круге, в ходе арт-терапевтических занятий и много лет общавшийся с Келлог, выработал собственный алгоритм интерпретации мандал.

Работа с мандалой — это встреча со своей глубинной сущностью, избавление от травмирующего опыта, осознание желаний и потребностей. В процессе работы с мандалой происходит непостижимая внутренняя работа, результаты которой проявляются в мыслях, поведении, чувствах, отношении к себе и окружающим.
Юнг считал, что исцеление происходит за счет «растущей внутренней целостности, осознанности и раскрытия внутренних ресурсов». Нарисовав свою первую мандалу в 1916 году, спустя два года он стал ежедневно зарисовывать новые мандалы, отмечая, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь здесь и сейчас, а это значит, что эти рисунки можно использовать для того, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию».
В психотерапии мандала не строится по определенным правилам (как в религиозных практиках), а создается произвольно, так, как подсказывает наше бессознательное. Образы мандалы — это проекция нашей психической реальности, то есть отражение внутреннего мира в символах. По мнению Юнга, «мандала соответствует микрокосмической природе души».
Мандала является универсальным средством быстрого восстановления при любых видах кризисов и практически не имеет противопоказаний.
Изображения в круге могут иметь разный размер и создаваться с использованием разных материалов. В одних случаях клиенту предоставляется возможность свободного заполнения внутреннего пространства круга, обозначенного еще до начала работы. В других случаях возможна более жесткая организация процесса работы и пространства мандалы, если, например, работа имеет тематический характер.
 Большое значение при создании мандал имеет атмосфера психологической безопасности, возможность продолжительного сосредоточения на процессе создания рисунка и медитативного взаимодействия с образом. Это позволяет создавать мандалы, более достоверно отражающие особенности состояния психики автора, а также усилить терапевтическую, гармонизирующую функцию процесса.
При создании рисунков в круге большое значение имеет последующее взаимодействие автора со своей творческой продукцией — медитация на рисунке, постижение скрытых в нем смыслов путем работы с ассоциациями, описания, драматизация, движения, и другие формы творческой активности.
Показания для использования работы с мандалами:
 кризисные состояния, обусловленные насилием, травмой, острым стрессом, потерей близкого, патологическим течением внутренних и экзистенциальных кризисов и др.;

 работа с зависимым и созависимым поведением;

отработка базовых потребностей, укрепления Я, безопасности, опор, адекватного формирования границ, получения ресурса и удовольствия;

интеграция конфликтных частей психики и др..

Рисование мандал и символов является столь мощным терапевтическим инструментом, что сегодня широко используется, как в работе с обычными запросами клиентов, так и в спорте высоких достижений, где цель - победа и крупный выигрыш. Создавая мандалу, человек создает символ собственной личности, который помогает ему понять, что он собой представляет в данным момент, помогает осознать внутренние конфликты и напряжения, преобразовать и включить их в себя, воссоздавая целостность личности.


Использованные источники
1.                Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007
2.                Дженингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. - М., 2003.
3.                Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.
4.                Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003.
5.                Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.
6.                Копытин А. И., Б Корт «Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия» СПб, Речь, 2007
7.                Копытин А. И. Арт-терапия. Определение. Электронная версия // http://webcommunity.ru/941. htm
8.                Копытин А.И., Корт Беверли Создание талисманов в арт-терапии. Электронная версия // http://www.art-therapy.ru/publication/content/37.htm
9.                Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций //Журнал практической психологии и психоанализа, № 4, декабрь 2007. Электронная версия // http://psyjournal.ru/j3p.htm
10.           Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
11.           Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19.
12.           Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.
13.           Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31.
14.           Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004
15.           Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»)
16.           Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.
17.     Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С. 211-283.

4 комментария:

Людмила комментирует...

Интересный способ и на самом деле действенный. Проверено многократно в стрессовых ситуациях и при выходах из депрессий. Спасибо

Анонимный комментирует...

Пользуюсь часто сама и детям показала, нравится. Бывает раскрашиваем шаблоны, а чаще сами придумываем . Увлекательно и полезно. Анна.

Анонимный комментирует...

Мандалы рисую с удовольствием. Хорошее средство. Хотелось бы только побольше узнать,как интерпритировать свои рисунки

Анонимный комментирует...

Лучшее, что сможете сделать, обратитесь к психологу, психотерапевту,специалисту, имеющему как минимум, опыт в работе с символами, цветом, методом Люшера