Выбор
профессии - важный шаг в жизни каждого человека. Порой и взрослому сложно
определиться с выбором, интересы же значительной
части учащихся крайне неустойчивы. Они порождаются знакомыми и сверстниками,
ближайшим окружением. Степень выбора чаще
всего колеблется от «да, только эта профессия меня привлекает» до
«не знаю, как получится».
Подростки
на первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность
принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный
продукт деятельности. В последнее время немаловажным фактором, влияющим на
выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу.
Установлено,
что подростки редко выбирают профессии родителей. Но не подлежит сомнению тот
факт, что они прислушиваются к мнению взрослых.
Дифференциально-диагностический
опросник, модернизированный (ДДО—М), созданный Е. А. Климовым, не имеет
конкуренции вследствие достаточно глубокой теоретической его обоснованности и
доступной формы подачи и обработки материала. Опросник состоит из
Краткое описание типа профессий
I. "Человек-природа". Если вы любите
работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет
биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа "человек-природа".
Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются: 1)
животные, условия их роста, жизни; 2) растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится: а) изучать, исследовать, анализировать
состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог,
зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); б) выращивать растения,
ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод,
животновод, садовод, пчеловод); в) проводить профилактику заболеваний растений
и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий
этого типа к человеку: - развитое воображение, - наглядно-образное мышление, -
хорошая зрительная память, - наблюдательность, - способность предвидеть и
оценивать изменчивые природные факторы; -поскольку результаты деятельности
выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен
обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне
коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. "Человек-техника". Если вам
нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете
модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать,
эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то
ознакомьтесь с профессиями "человек-техника". Большинство профессий
этого типа связано: 1) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств
(специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства,
разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают
машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); 2) с эксплуатацией
технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом,
автоматическими системами); 3) с ремонтом технических устройств (специалисты
выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов,
ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий
"человек-техника" к человеку: - хорошая координация движений, -
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие, -
развитое техническое и творческое мышление и воображение, - умение переключать
и концентрировать внимание, - наблюдательность.
III. "Человек - знаковая система". Если вы
любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать
различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или
статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа "человек - знаковая
система".
Большинство профессий этого типа связано с
переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут
быть: 1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор,
машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы,
таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик)- 3)
чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик,
штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист,
звукооператор).
Психологические требования профессий
этого типа к человеку: - хорошая оперативная и механическая память, -
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом)
материале, - хорошее распределение и переключение внимания, - точность
восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками, - усидчивость,
терпение, - логическое мышление.
IV.
"Человек-художественный образ". Большинство профессий этого типа
связано: 1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель,
художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир,
реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 3) с размножением
художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора,
шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий
этого типа к человеку: - художественные способности, - развитое зрительное
восприятие, - наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление,
- творческое воображение, - знание психологических законов эмоционального
воздействия на людей.
V. "Человек-человек". Большинство
профессий этого типа связана* 1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель,
учитель, спортивный тренер); 2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер,
медсестра, няня); 3) с бытовым
обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информационным
обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) с защитой общества и
государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности:
директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор связаны с работой с
людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к
специалистам профессий типа "человек-человек".
Психологические
требования профессий этого типа к человеку: - стремление к общению, - умение
легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, - устойчивое хорошее
самочувствие при работе с людьми, - доброжелательность, отзывчивость, -
выдержка, - умение сдерживать эмоции, -способность анализировать поведение
окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей,
-способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать
разногласия между ними, организовывать их взаимодействие, - способность
мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать
мнения другого человека, - способность владеть речью, мимикой, жестами,
-развитая речь, способность находить общий язык с разными , людьми, - умение
убеждать людей, - аккуратность, пунктуальность, собранность, - знание
психологии людей.
ПРОЙТИ ТЕСТ МОЖНО ЗДЕСЬ
Кто вы: капитан или пассажир, ведущий или ведомый, лидер или подчиненный? Предлагаемые вопросы способны прояснить для вас эту ситуацию. Отвечайте «да», «нет» или «не знаю». Это, конечно, не экзамен, но все-таки важно, чтобы вы не лукавили перед собой, отвечая на вопросы. ПРОЙТИ ТЕСТ МОЖНО ЗДЕСЬ
Кто вы: капитан или пассажир, ведущий или ведомый, лидер или подчиненный? Предлагаемые вопросы способны прояснить для вас эту ситуацию. Отвечайте «да», «нет» или «не знаю». Это, конечно, не экзамен, но все-таки важно, чтобы вы не лукавили перед собой, отвечая на вопросы. ПРОЙТИ ТЕСТ МОЖНО ЗДЕСЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий