ПОИСК

суббота, 29 октября 2011 г.

Выбор профессии


Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. Порой и взрослому сложно определиться с выбором,  интересы же значительной части учащихся крайне неустойчивы. Они порождаются знакомыми и сверстниками, ближайшим окружением. Степень выбора чаще

 всего колеблется от  «да, только эта профессия меня привлекает» до «не знаю, как получится».

Подростки на первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. В последнее время немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу.

Установлено, что подростки редко выбирают профессии родителей. Но не подлежит сомнению тот факт, что они прислушиваются к мнению взрослых.




Дифференциально-диагностический опросник, модернизированный (ДДО—М), созданный Е. А. Климовым, не имеет конкуренции вследствие достаточно глубокой теоретической его обоснованности и доступной формы подачи и обработки материала. Опросник состоит из

Краткое описание типа профессий

I. "Человек-природа". Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа "человек-природа". Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются: 1) животные, условия их роста, жизни; 2) растения, условия их произрастания. Специалистам в этой области приходится: а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); б) выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий этого типа к человеку: - развитое воображение, - наглядно-образное мышление, - хорошая зрительная память, - наблюдательность, - способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; -поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

 II. "Человек-техника". Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями "человек-техника". Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); 2) с эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); 3) с ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий "человек-техника" к человеку: - хорошая координация движений, - точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие, - развитое техническое и творческое мышление и воображение, - умение переключать и концентрировать внимание, - наблюдательность.

III. "Человек - знаковая система". Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа "человек - знаковая система".

 Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик)- 3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий этого типа к человеку: - хорошая оперативная и механическая память, - способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале, - хорошее распределение и переключение внимания, - точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками, - усидчивость, терпение, - логическое мышление.

 IV. "Человек-художественный образ". Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 3) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий этого типа к человеку: - художественные способности, - развитое зрительное восприятие, - наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, - творческое воображение, - знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. "Человек-человек". Большинство профессий этого типа связана* 1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); 2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);  3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности: директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа "человек-человек".

Психологические требования профессий этого типа к человеку: - стремление к общению, - умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, - устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми, - доброжелательность, отзывчивость, - выдержка, - умение сдерживать эмоции, -способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, -способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие, - способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека, - способность владеть речью, мимикой, жестами, -развитая речь, способность находить общий язык с разными , людьми, - умение убеждать людей, - аккуратность, пунктуальность, собранность, - знание психологии людей.


ПРОЙТИ ТЕСТ МОЖНО ЗДЕСЬ

Кто вы: капитан или пассажир, ведущий или ведомый, лидер или подчиненный? Предлагаемые вопросы способны прояснить для вас эту ситуацию. Отвечайте «да», «нет» или «не знаю». Это, конечно, не экзамен, но все-таки важно, чтобы вы не лукавили перед собой, отвечая на вопросы. ПРОЙТИ ТЕСТ МОЖНО ЗДЕСЬ


Комментариев нет: