ПОИСК

воскресенье, 16 октября 2011 г.

ОСТОРОЖНО: СЕКТА (ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ)

Нетрадиционная религиозность – новое духовное явление XX в. – обнаружила себя в нашей стране в последнее десятилетие, стала его характерной чертой. В США возникновение «новых религий» зафиксировано с 50-60 годов. С конца 50-х и до середины 80-х годов там было положено начало стольким религиозным новациям, что ученые стали говорить о настоящей эпидемии.



Деструктивный культ – разновидность культа, разрушительного по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (в этом заключается внутренняя деструктивность), а также разрушительного к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (в этом заключается внешняя деструктивность).
На современном этапе в Беларуси, по данным Госкомитета по делам религии и национальностей Республики Беларусь, существует  организации, деятельность которых признана деструктивной и противоречащей законам Республики Беларусь. Среди них: Великое Белое братство («Юс-малос»»); «Дети Бога» или «Семья»; «Церковь объединения», или «Церковь Муна», Сайентологическая церковь; «Аум Синрикё»; Церковь учеников Иисуса Христа»; «Богородичный центр»; «Церковь Виссариона»; «Лига духовного возрождения С.Дхарма»; «Ахмадиа»; «Сатанисты».


Психологические факторы, способствующие вовлечению в деструктивные культы:
·         различные формы психических расстройств;
·         предрасположенность к психическим заболеваниям;
·         депрессия;
·         акцентуированные и психопатические личности (шизотимического, параноидального и истероидного типов);
·         личности с нарциссическим комплексами;
·         нестабильность установок;
·         склонность к авторитарному типу отношений и мышления;
·         состояния психоэмоционального стресса
·          испытывающие чувство одиночества или духовной неудовлетворенности;
·         обострение проблемы идентификации индивида;
·         кратковременная дезадаптация
Механизмы манипуляции сознанием личности в деструктивных культах
Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.
Контроль поведения направлен на:
·         регулирование индивидуальной  физической реальности;
·         исключение наличия свободного времени;
·         выработку покорности и зависимости;
Контроль информации осуществляется посредством:
·         обмана (умышленное утаивание информации или ее искажение);
·         ограничения доступа к некультовым источникам информации;
Контроль мышления предполагает:
·         принудительное принятие групповой доктрины как истины;
·         поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей;
·         навязывание специфической терминологии, «мыслительных клише»;
·         запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине.
Контроль эмоций осуществляется посредством:
·         сужения спектра направленности чувств личности;
·         выработки и использования чувств вины и стыда;
·         ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок;
·         использование страха (боязнь «внешнего» мира, врагов, природных бедствий, боязнь последствий выхода из организации);
·         «бомбардировки любовью», направленной на усиление потребности в принадлежности к культовой группе через использование игр, подобных детским, пения, объятий прикосновений.


Основные приемы, позволяющие руководителям сект весьма эффективно удерживать своих последователей
1.         Создание особой социальной реальности.
Достигается как благодаря устранению всех источников информации, кроме предоставляемых сектой, вскрытию личной почты последователей культов без их ведома и согласия и т.д., так и путем изолирования или максимального отделения от внешнего мира той территории, которую занимает организация.
2.         Создание общности последователей культа.
Ключевым фактором здесь является разделение людей на «избранных», «спасенных» членов псевдорелигиозной группы и «нечестивцев» из внешнего мира
3.         Связывание человека обязательствами.
Люди часто склонны считать неприемлемым нарушение обязательств, взятых на себя добровольно и, главное публично. Многие организации культового характера добиваются гарантированного повиновения своих членов благодаря применению феномена, известного как «нога в дверях», в соответствии с которым люди, соглашающиеся сначала на необременительные просьбы, позднее уступают более серьезным требованиям.
4.         Создание привлекательного образа главы секты.
Одной из характерных черт организации культовой направленности является создание имиджа лидера (основателя) как человека, наделенного сверхъестественными  или божественными чертами и в то же время доброго, мудрого, всезнающего учителя и даже отца своих последователей.
5.   Использование неофитов в мероприятиях по привлечению новых потенциальных членов.
Данная тактика, помимо приобретения новых членов, выгодна для руководителей секты еще и тем, что она позволяет гарантировать постоянную занятость членов культов самоубеждением. Сама специфика проповеди требует, чтобы член группы постоянно заново формулировал перед множеством разных людей преимущества пребывания в секте. Отыскивая аргументы дая убеждения других, последователи культа в то же аремя убеждают и самих себя.
6.   Недопущение возникновения и обдумывания «нежелательных» идей.
Чтобы побудить новичков к некритическому восприятию всех положений культовой доктрины, может использоваться целенаправленное лишение человека пищи, питья и сна под предлогом необходимости этого для духовного совершенствования. Также для этих целей могут использоваться монотонное скандирование и пение, достижение крайнего физического переутомления, медитации и т. д.
7.    Фиксация мыслей приверженцев культа на достижении недоступного идеала
В стремлении постоянно поддерживать мотивацию рядовых членов секты к принадлежности ей лидеры, как правило, постоянно обращают внимание своих последователей на возможность достижения ими различных духовных и или материальных благ как итоговой цели их деятельности, Подразумевается, что обычному человеку обрести эти блага, либо крайне сложно, либо, что чаще всего, просто невозможно.



16 ПРИЗНАКОВ ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ (ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ)

Как же с первых слов понять, куда вас приглашают? Как избежать опасности быть втянутым туда, куда ты не стремился?

Итак, ты должен брать ноги в руки и бежать, если: тебя встретили люди, утверждающие, что:
1.         В их группе ты найдешь то, что до сих пор напрасно искал. Они знают абсолютно точно, чего тебе не хватает.
2.         Уже первая встреча с ними открывает для тебя совершенно новый взгляд на вещи.
3.         Мировоззрение их групп ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
В результате:
4.         Тебе трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить. Ты должен пережить это – пойдем сейчас с нами в наш центр».
Тебе говорят, что
5.         У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
6.         Учение группы считается единственным настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
7.         Критика со стороны людьми, не принадлежащими к группе, считается доказательством ее правоты.
8.         Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
9.         Группа – это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя
10.       Ты должен стать членом группы.
В результате:
11.       Группа ограничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
12.       Группа желает, чтобы  ты разорвал свои «старые отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
13.       Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
14.       Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями.
15.       Тебе очень сложно оставаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
16.       Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно старался, участвовал, действовал.
Будьте  внимательны и осторожны!

ЛИТЕРАТУРА


1.       Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002.
2.       Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2. С.
3.       Волков Е.Я. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журн, практ. психолога. 1996. М*& С 86-95. >
4.       Доценко ЕЛ. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психол. журн. 1993. Т. 14. №4, С. 132-138. ,
5.       Зимбардо Ф., ЛяйппеМ, Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.
6.       И. Трунов Д.Г. Родители, дети и религиозные организации // Журн. практ. психолога. 1996. №4. С. 60-65.
7.       Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия: Перевод с англ. / Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. С. 10.
8.       Кондратьев Ф.В. Подсознательные формы 'коллективного реагирования и поведения в новых «конфессиональных» группах на современном социокультуральном фрне // Журн. практ. психолога. 1997. №4. С. 94-102.
9.       Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2000.
10.   Пермяков А. Психологический портрет тоталитарной секты // Духовный собеседник. 2000. №2. С. 28.
11.   Полишук Ю.И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Журн. практ. психолога, 1,997. J* 1-С, 93-97.
12.   Розанов А.В. Психодогические причины вовлечения в "деструктивные культы // Журн. практ. психолога. 2000. № 1-2. С. 35-39.
13.   Тобиас М.Л., Лалич Д. Терапевтические проблемы жертв культов // Журн. практ. психолога. 2000. № 1-2. С. 104-125.
14.   Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 81.
15.   Хвыля-Олинтер. А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 4.

Комментариев нет: