|
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования Республики Беларусь
Р.С.Сидоренко
«23»__января__2018
|
|
|
Методические рекомендации
по подготовке запрашиваемых
судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в
судебных спорах, затрагивающих интересы детей
I. Общие положения
Настоящие методические
рекомендации определяют порядок подготовки запрашиваемых судами документов и
порядок участия органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих
интересы детей. В настоящих методических рекомендациях используются термины и
их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке
и семье (далее – КоБС), Гражданским процессуальным
кодексом Республики Беларусь
(далее – ГПК), Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. «О гарантиях по социальной защите
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со статьей
143 КоБС органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и
распорядительные органы. Осуществление функций по опеке и попечительству в
отношении несовершеннолетних возлагается на управление (отдел) образования
районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в
городе (далее – управление (отдел) образования).
Орган опеки и попечительства
может участвовать в рассмотрении гражданских дел в качестве истца,
государственного органа, от собственного имени защищающего права других лиц, государственного
органа, уполномоченного дать заключение по делу.
В качестве истца орган опеки и попечительства может выступать, в
частности, по гражданским делам:
о признании недействительным
брака, заключенного с несовершеннолетним лицом, которому брачный возраст не был
снижен в установленном порядке (статья 47 КоБС);
о защите родительских прав
(статья 79 КоБС);
о лишении
родительских прав (статья 81 КоБС);
об отобрании ребенка без
лишения родительских прав (статья 85 КоБС);
об отстранении виновного
родителя от управления имуществом ребенка (статья 90 КоБС);
об отмене усыновления
(статья 139 КоБС);
по гражданским делам,
связанным с защитой жилищных, имущественных, наследственных и иных прав
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты).
В качестве государственного органа, уполномоченного
дать заключение по делу, орган опеки и попечительства может быть привлечен к
участию в судебном заседании по гражданским делам:
об определении места
жительства ребенка в случае отдельного проживания родителей вследствие
расторжения брака или по другим причинам (статьи 39, 74 КоБС);
об определении порядка
участия в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя (статьи 75, 77
КоБС);
об осуществлении попечения
над ребенком одним родителем и ограничении прав и обязанностей другого родителя
в отношении этого ребенка (статья 76 КоБС);
об определении порядка
общения с внуками деда и бабки (статья 78 КоБС);
о защите родительских прав
(статья 79 КоБС);
о лишении родительских прав
(статья 81 КоБС);
об отобрании ребенка без
лишения родительских прав (статья 85 КоБС);
о возврате опекунам
(попечителям) подопечного, удерживаемого без законных оснований (статья 159 КоБС);
об эмансипации (статья 377
ГПК);
о разделе наследственного
имущества для охраны интересов несовершеннолетних (статья 1081 Гражданского
кодекса Республики Беларусь.
По делам, вытекающим из
жилищных правоотношений, затрагивающих права несовершеннолетних детей (в том
числе о выселении, отчуждении жилых помещений), суды в необходимых случаях
вправе привлекать к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи
соответствующего заключения, которое подлежит оценке в совокупности с другими
доказательствами.
Таким образом, органы опеки
и попечительства могут быть привлечены к участию в судебных заседаниях не
только по делам, рассматриваемым с их обязательным участием, но и в других
случаях, когда затрагиваются личные и имущественные права и законные интересы
детей.
Органы опеки и попечительства,
участвуя в рассмотрении гражданских дел в качестве истцов, государственных
органов, от собственного имени защищающих права других лиц, государственных
органов, вступивших в процесс с целью дачи заключения по делу, являются
юридически заинтересованными в исходе дела лицами. Конкретный объем их прав и
обязанностей зависит от процессуального положения.
Принимая участие в судебном
разбирательстве, представители органа опеки и попечительства, как юридически заинтересованные в исходе дела
лица, в соответствии со ст. 56 ГПК имеют право знакомиться с материалами дела,
делать выписки из них, снимать копии предоставленных документов, заявлять
отводы, предоставлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств,
задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу, заявлять
ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, предоставлять свои
доводы и соображения, возражать против ходатайств, доводов и соображений других
лиц, обжаловать судебные постановления, а также совершать иные процессуальные
действия, предусмотренные ГПК.
Кроме того, представители
органа опеки и попечительства, выступая истцом по делу, в соответствии со ст. 61
ГПК вправе изменить основание или предмет иска, увеличить либо уменьшить
размер исковых требований или отказаться от иска, могут в предусмотренных законом
случаях окончить дело мировым соглашением, в том числе путем проведения
медиации в срок, установленный судом.
Действия представителя
органа опеки и попечительства должны быть согласованы с руководителем
управления (отдела) образования и приобщены к материалам дела в письменном
виде, удостоверенные подписью руководителя управления (отдела) образования.
Следует учитывать, что в
соответствии со ст. 61 ГПК суд не
принимает отказа истца от иска, признания иска ответчиком и не утверждает
мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают
чьи-либо права и охраняемые законом интересы[1].
Представители органов опеки и
попечительства допускаются судом к участию в деле при наличии надлежаще
оформленной доверенности, которая выдается конкретному лицу для участия в
судебном заседании.
Доверенность выдается за
подписью руководителя управления (отдела) образования или лица, исполняющего
его обязанности, скрепляется гербовой печатью, должна содержать дату, а также
объем прав, предоставляемых представителю органа опеки и попечительства в суде.
Доверенность может быть выдана на совершение
отдельных процессуальных действий, на участие в конкретном гражданском деле, нескольких
делах или на представление интересов органа опеки и попечительства в суде по любому
делу в течение определенного срока, но не более трех лет (ст. 187 Гражданского Кодекса Республики
Беларусь), что должно быть отражено непосредственно в текстовой части
доверенности.
При
оформлении доверенности следует учитывать положения ст. 79 ГПК, в соответствии
с которой права представителя на подписание искового заявления, предъявление
иска, передачу дела в третейский суд, полный или частичный отказ от иска, признание
иска, заключение мирового соглашения, соглашения о применении медиации, медиативного соглашения, изменение предмета или основания иска, а также размера
исковых требований, передачу полномочий другому лицу (передоверие), заявление
ходатайств о приостановлении производства по делу по соглашению сторон, об
обеспечении иска, о вынесении дополнительного решения, об отсрочке или о
рассрочке исполнения решения, об изменении способа и порядка его исполнения,
обжалование судебного постановления, дачу объяснений на жалобу (протест),
предъявление исполнительного документа ко взысканию, получение присужденного
имущества, в том числе денег, подачу заявления о пересмотре решения по вновь
открывшимся обстоятельствам должны быть специально оговорены в доверенности,
выданной представляемым.
Следует иметь в виду, что подлинники
доверенностей, подтверждающих полномочия представителей, или копии с них судом
приобщаются к делу.
Действие доверенности, подтверждающей
полномочия представителя органа опеки и попечительства в суде, прекращается
вследствие оснований, предусмотренных статьей 189 Гражданского Кодекса Республики Беларусь.
Запросы
судов о предоставлении необходимых для судебного разбирательства документов и
об участии в судебных заседаниях представителей органов опеки и попечительства
регистрируются в качестве входящих документов в порядке, определенном
Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях,
утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19
января 2009 г. № 4[2].
Руководитель управления
(отдела) образования своей резолюцией определяет ответственное должностное
лицо, которое организует выполнение поручения суда и определяет представителя
органа опеки и попечительства, на имя которого выписывается доверенность
представлять интересы органа опеки и попечительства в суде.
В случае, если в связи с
производственной загруженностью невозможно назначить представителя из
числа сотрудников управления (отдела) образования, может быть назначено таким
представителем лицо из числа сотрудников социально-педагогического центра либо
иного учреждения образования (юрист, педагог-психолог, педагог социальный).
Доверенность такому представителю также выдается за подписью руководителя
управления (отдела) образования.
Как правило, суду необходимо
предоставлять акты обследования условий жизни детей, заключение органа опеки и
попечительства, утвержденное его руководителем, имеющие отношение к
рассматриваемому делу.
Обследование условий жизни
детей по запросу суда осуществляется комиссией, в состав которой, кроме специалиста
управления (отдела) образования, на имя которого выдана доверенность, могут
быть включены педагог-психолог, педагог социальный учреждения образования по
территориальной принадлежности либо социально-педагогического центра.
Мотивированное заключение по существу спора, затрагивающего интересы детей,
также формируется указанной комиссией.
Осуществляя визит в семью,
необходимо помнить о наличии спора между родителями, которые не могут достичь
согласия в вопросах воспитания, места жительства, порядка общения с ребенком и
т.п., учитывать возможность проявления агрессии к членам комиссии со стороны
родителей, ненадлежащим образом исполняющих свои родительские обязанности.
Возможно, следует обратиться к участковому инспектору или инспектору по делам
несовершеннолетних районного отдела внутренних дел.
Подчеркиваем, что важно
формировать позицию органа опеки и попечительства по существу спора, исходя
только из интересов ребенка, и ни в коем
случае не становиться на сторону истца либо ответчика.
В случаях, когда к участию в
судебных спорах привлекаются несколько органов опеки и попечительства по
территориальному принципу проживания истцов, ответчиков, заинтересованных лиц,
считаем неприемлемыми направления в суды заключений органов опеки и
попечительства, противоречащих друг другу.
С целью выработки единой
позиции органа опеки и попечительства по конкретному спору необходимо
управлениям (отделам) образования наладить обмен информацией, относящейся к
существу спора.
Любые изменения первичных
заключений органа опеки и попечительства по существу спора, предоставленных в
суд, должны быть аргументированными, изложенными в письменном виде за подписью
руководителя управления (отдела) образования и поддержанными в заключительном
слове представителя органа опеки и попечительства непосредственно в ходе
судебного заседания.
При рассмотрении судами гражданских
дел, затрагивающих вопросы усыновления детей (либо отмены усыновления),
необходимо составлять акты обследования и заключения по формам, установленным
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.03.2007 № 20[3].
По иным спорам, затрагивающим
интересы несовершеннолетних, законодательством не установлены формы, по которым
составляются и предоставляются суду акты обследования условий жизни и
воспитания детей (далее – акт обследования) и заключения по существу споров
(далее – заключение).
Обращаем внимание, что исходя
из конкретного спора прежде всего в акте обследования должны быть отражены
санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, в котором проживает
ребенок, наличие у него отдельного спального места, игрового уголка, места для
подготовки к урокам. Важно отразить взаимоотношения ребенка со взрослыми,
проживающими с ним в одном жилом помещении, другими детьми, а также
охарактеризовать отношение взрослых к ребенку.
Акт обследования должен
содержать не только описание увиденного членами комиссии во время посещения
семьи, но и отражать выводы и заключения, сформированные у членов комиссии на
основании увиденного, беседы с ребенком и его родителями, другими членами
семьи, соседями и т.д. Акт обследования подписывают члены комиссии, утверждает
руководитель управления (отдела) образования. При желании, родители имеют право
ознакомиться с его содержанием.
Обращаем внимание, что
недопустимо составление актов обследования по запросу суда с применением формы,
установленной в Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся
в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования
Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47[4]
(далее – Инструкция 47).
В случае, если судом
направлен запрос на предоставление заключения по результатам диагностики
несовершеннолетнего и его законных представителей или характеристики
несовершеннолетнего, к акту обследования необходимо приложить запрашиваемые
документы в суд.
Обращаем внимание, что органы
опеки и попечительства должны дать соответствующее поручение
социально-педагогическому центру и
уведомить законных представителей. Специалисты социально-педагогического
центра при осуществлении диагностики должны руководствоваться Законом
Республики Беларусь от 01.07.2010 «Об оказании психологической помощи»[5]. В
случае отказа законных представителей от проведения диагностики, в адрес суда
составляется соответствующая информация, которую подписывает начальник
управления (отдела) образования.
При осуществлении диагностики
важно использовать диагностические минимумы в зависимости от существа спора,
рассматриваемого судом.
В соответствии с
законодательством, ребенок, достигший десяти лет, вправе сам выбрать, с кем из
родителей он будет проживать (ст. 74 КоБС). Обращаем внимание, что желание
ребенка, с кем из родителей он будет проживать, возможно определить в процессе
диагностики, в доверительной беседе с ребенком.
Важно помнить, что в ситуации
спора между родителями либо лишения родительских прав ребенок глубоко
травмирован и все действия представителей органов опеки и попечительства,
педагогических работников должны быть щадящими по отношению к
несовершеннолетнему.
В характеристике ребенка
важно не только отразить личностные особенности ребенка, но и охарактеризовать
детско-родительские отношения, а также отразить участие законных представителей
в организации жизнедеятельности ребенка. Характеристика должна быть подписана
классным руководителем, содержать дату ее составления. Утверждает
характеристику руководитель учреждения образования. Периодичность ее
составления не должна быть чаще, чем один раз в полугодие.
Заключение органа опеки и
попечительства должно быть аргументированным, представляющим собой подробный
анализ всех обстоятельств, касающихся условий жизни ребенка и его взаимоотношений
с лицами, претендующими на его воспитание, содержащим выводы, основанные не на
доводах одной из сторон по делу, а на независимой оценке ситуации, сложившейся
вокруг ребенка.
Заключение органа опеки и
попечительства подписывает руководитель управления (отдела) образования и
заверяет гербовой печатью, оно должно иметь исходящий номер, дату.
Необходимо учитывать, что
согласно части второй статьи 86 КоБС судебное разбирательство дел по спорам,
связанным с воспитанием ребенка, назначается только после получения от органа
опеки и попечительства заключения по существу рассматриваемого спора вместе с
документами, отражающими фактические обстоятельства дела. Во всех случаях суд
не вправе назначить судебное разбирательство до получения от органа опеки и попечительства
заключения по делу.
При недостаточно компетентном
и квалифицированном обследовании и выводах, противоречащих обстоятельствам
дела, а также при необходимости проверить объективность позиции лица,
производящего обследование, суд вправе вынести определение о повторном
обследовании.
III. Порядок участия органов опеки и попечительства в
судебных
спорах, затрагивающих интересы детей
Представитель органа опеки и
попечительства предоставляет суду доверенность, оформленную в порядке,
указанном в части II настоящих
Методических рекомендаций, и принимает участие во всех судебных заседаниях по
конкретному гражданскому делу до вынесения судом решения по существу спора.
Представитель органа опеки и
попечительства вправе в судебном заседании возразить против опроса
несовершеннолетнего по существу спора, если такой опрос может нанести
психологическую травму ребенку.
Мнение органа опеки и
попечительства по рассматриваемому спору высказывает его представитель в
судебном заседании, позиция которого как официального лица окончательна. В
отдельных случаях в ходе слушания дела орган опеки и попечительства вправе
внести изменения в заключение по существу спора, исходя из установленных в ходе
судебного разбирательства обстоятельств. Все изменения и дополнения оформляются
в письменном виде, удостоверяются подписью руководителя управления (отдела)
образования и гербовой печатью.
Выступая в прениях в
заключительной части судебного разбирательства по делам о лишении родительских
прав представитель органа опеки и попечительства вправе высказать мнение по
следующим вопросам:
определить, кому передается
ребенок (либо какому конкретно органу опеки и попечительства, опекуну либо
родителю) в случае удовлетворения иска о лишении родительских прав;
о немедленном исполнении решения
суда, если этого требуют интересы несовершеннолетнего.
[1] Главы
6-9,11,29-33, Кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999 N 238-З (ред. от 09.01.2017)
"Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь".
[2] Постановление Министерства юстиции Республики
Беларусь от 19.01.2009 № 4 (ред. от 18.08.2017) «Об утверждении Инструкции по
делопроизводству в государственных органах, иных организациях».
[3]
Приложения 2,9,11-12,17-18,23 к постановлению Министерства образования
Республики Беларусь от 12.03.2007 № 20 (ред. от 07.05.2013) «О некоторых
вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над
детьми, передачи детей на воспитание в приемную семью, детский дом семейного
типа, на патронатное воспитание, возврата детей родителям».
[5]
Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 «Об оказании психологической помощи».
Комментариев нет:
Отправить комментарий