ПОИСК

четверг, 15 апреля 2021 г.

Психологическая помощь онлайн

 

Особенности оказания психологической помощи  

 участникам образовательного процесса в дистанционном формате 

Нам повезло – мы живем в эпоху цифровых технологий, являющихся новыми инструментами познания. Пришло время более детально изучить потенциал «цифры» для работы с участниками образовательного процесса. Очевидно, что цифровая среда может быть принимающей и отторгающей, однако, мы не можем игнорировать факт ее растущей востребованности (сегодня мы можем оставаться на связи с людьми, которые нам важны 24/7). В современном мире каждый из нас в большей или меньшей степени пользуется цифровыми технологиями.

В период пандемии Covid–19 всё общество столкнулось с неизбежностью трансформации своей деятельности. Для многих педагогов-психологов работа в современных условиях претерпела существенные изменения, что потребовало адаптации, гибкости и повышенной психической устойчивости. Каждый педагог-психолог обязан владеть прежде всего техниками самопомощи и саморегуляции, быть готов   справляться с повышенным раздражением, усталостью, страхом.

Высокая ответственность за эффективную психологическую поддержку легла на тех педагогов-психологов, кто оказывал психологическую помощь по определенной проблеме и не имел профессионального права прервать ее в период самоизоляции участника образовательного процесса. Специалистам приходилось максимально быстро перестраиваться, чтобы процесс сопровождения не прерывался.

Сегодня очевидно, что каждый из нас должен быть готов к подобной ситуации. Многие работают в дистанционной форме  давно, кто-то к этому только приходит.

Кто сталкивался с работой в сети, тот понимает, что Работа в дистанционном формате имеет ряд специфических особенностей, преимуществ и недостатков.

 На мой взгляд, преимущества превалируют: экономия времени и сил, отсутствие затрат на дорогу,  прежде всего тех, кто обращается за психологической помощью, мобильность (возможность проводить видеосессию (при наличии оборудования) в любом месте),  возможность одновременной работы с участниками, находящимися в разных географических точках (особенно эффективно при работе с родителями, не желающими или не имеющими возможности встречаться лично).

Нельзя игнорировать минусы: технические проблемы (отсутствие возможности выхода в Интернет, сбой, потеря связи, ограниченность программ для использования и т.п.), сложность в установлении контакта, невозможность полного наблюдения за невербальными компонентами коммуникации участников и т.п..

Не эффективно онлайн консультирование, когда участник не заинтересован в работе; участниками не обеспечиваются комфортные и конфиденциальные условия (рядом находятся другие люди, высокая отвлекаемость и т. д.)….

Работа в сети имеет и свою специфику, которая требует от педагога-психолога развития дополнительных навыков, знаний и умений (в большинстве своем не относящихся к профессии). Это умение на минимальном уровне владения компьютерной техникой и несколькими программами для работы в сети.

Прежде, чем начинать работу дистанционно, требуется осознание своей позиции как специалиста  (понимание вами целей и задач проводимого мероприятия, ожидаемого результата, границ ответственности,  способность к анализу складывающейся ситуации).

Необходимо не только подготовиться самому (внешний вид), но и привести в порядок окружающее пространство (рабочий стол, необходимые рабочие аксессуары, позаботиться о звукоизоляции). Перед началом работы  важно подготовить техническое оборудование (проверить качество интернет-связи, заряд АКБ, исправность наушников, микрофона); предусмотреть альтернативный вариант связи (другой канал, мессенджер, чат, др.); оценить безопасность используемого источника связи.

До начала мероприятия вы должны подумать, как будете реагировать на:  потерю связи; намеренное отключение участника; молчание участника; отказ включить камеру; усталость ребенка; нарушение правил работы; ситуацию, когда участник занимается посторонними делами. Если это групповая видеосессия, то вы должны знать как «вывести» участника, как потом его «обратно включить» в процесс групповой работы без «ущерба» для группы.

Обсудите условия взаимодействия, правила работы (например: работать только с включенными камерами, не делать скриншоты, не записывать видео/аудио и не публиковать это в сети, время ожидания при потере связи и др.)

При подготовке группового занятия:

- обозначьте круг приглашенных;

- установите качественный контакт и обеспечьте включенность в работу каждого участника;

- продумайте, каким способом будет организовано взаимодействие всей группы, чтобы был сформирован контакт не только между специалистом и участниками, но и участников друг с другом в дружественной атмосфере.

Наиболее распространенные формы психологической помощи онлайн:

Видеосвязь: психологическая помощь осуществляется при помощи общения в реальном времени через видеосвязь в различных программах - скайп, зум и т.д.

Голосовая связь - психологическая помощь осуществляется при помощи общения в реальном времени посредством аудиосвязи.

Переписка -  осуществляется через текстовые сообщения в режиме реального времени (синхронная переписка) или через разные  промежутки времени (асинхронная переписка).

Аудио- и видеозаписи - помощь осуществляется при помощи заранее записанных аудио- и видеосообщений, лекций, семинаров.

Психологическая помощь может оказываться, в той или иной степени, практически по всем направлениям психологической деятельности (диагностика, консультирование, мероприятия в рамках просвещения  и профилактики, коррекционные, развивающие и обучающие занятия, др.).

В       онлайн-консультировании  уделяется  больше внимания установлению и  выстраиванию контакта с участником (-ами). Важным моментом в любом виде онлайн-консультирования является обсуждение с условий взаимодействия. Например, временные интервалы в переписке, промежутки между консультациями, использование альтернативных видов связи на случай, если обрывается связь (например, если прерывается видеосвязь и ее невозможно восстановить, то можно перейти в чат или переписку по электронной почте). Также можно обсудить конкретные действия, которые делает участник и психолог для восстановления связи в данный период времени.

Договоренность об условиях взаимодействия поможет сделать онлайн-пространство для участников  более безопасным, что является неотъемлемым условием для эффективности психологической работы.

Методы работы в онлайн-консультировании практически такие же, как и в очном консультировании. В онлайн-консультировании уделяется больше внимания выстраиванию контакта, поскольку здесь оно может происходить медленнее и с некоторыми ограничениями. В дистанционном формате сложней воспринимать и понимать другого человека. В ограниченном доступе оказывается невербальная информация, поступающая от участника: позы, мимика и жесты, отсутствует прямой контакт глаза в глаза, что-то психолог может заметить, а что-то нет. В текстовом и аудиоконсультировании такой способ взаимодействия вовсе отсутствует. В этом случае остается более информативным и актуальным вербальный метод взаимодействия между психологом и участником.

Основным видом работы психолога с участниками образовательного процесса является профессиональная беседа (психологическое интервью). Этот метод обладает законами и принципами организации, целью которой является изменение и улучшение состояния обратившегося за психологической помощью. Интервью применяют с целью осуществления влияния при помощи вопросов и специальных задач, для раскрытия потенциальных возможностей человека.

Основными этапами психологического интервью являются:

- установление контакта;

- сбор информации по проблеме, формулирование желаемого результата;

- выработка альтернативных решений;

- обобщение.

На протяжении всех этапов консультационного процесса можно использовать  наблюдение. Большее внимание здесь будет уделяться вербальному поведению участника. Содержанию его речи, продолжительности, интенсивности и т.д. Невербальное поведение тоже можно наблюдать в онлайн-формате, но в меньшей степени, чем в очной работе.

Техники психологического консультирования:

Активное слушание участие в беседе посредством выражения собственных переживаний и соображений.

Нерефлексивное                 слушание    заключается   в         том, чтобы   молча выслушивать собеседника, не вмешиваясь в разговор.

Рефлексивное слушание контроль точности восприятия услышанного, выяснение смысла и значения сообщений клиента.

Выяснение это обращение за пояснениями.

Перефразирование предназначено для выражения мысли консультируемого другими словами.

Отражение чувств и состояний клиента помогает показать, что психолог видит и понимает эмоциональное состояние собеседника, а также помогает ему осознать, что тот чувствует в данный момент.

Резюмирование помогает подытожить основные мысли, идеи и чувства собеседника.

На первой стадии консультирования важны «способствующие высказывания», которые помогут консультируемому понять, что вы его слышите, сочувствуете, понимаете и т.д. В очном консультировании в роли «способствующих высказываний» часто выступают невербальные послания консультанта: уместный кивок головой, улыбка или сочувствие, выражаемое глазами, мимикой, наклон тела вперед, присоединение к некоторым движениям и т.д. При проведении онлайн-консультации мы можем сообщать участнику же самое вербальным способом, просто сказав ему об этом. Можно попросить консультируемого что-либо разъяснить или дополнить фразой, например: «Вы имели в виду, что…», а также, перефразировав сказанное им, можно выделить существенное в рассказе клиента, например: «Если я вас правильно поняла, ваш ребенок…».

На стадии сбора информации так же используются уточнение, пересказ, нерефлексивное и рефлексивное слушание. Больше внимания уделяется рефлексивному слушанию и отражению содержания услышанного.

На третьей стадии перебираются и выдвигаются возможные гипотезы, происходит дальнейшее развитие мыслей консультируемого. Психолог помогает в формировании мыслей, которые способствуют снижению неопределённости проблемной ситуации. В Интернет-консультировании могут использоваться те же приемы, что и в очном консультировании, только нужно учитывать, что из-за специфики дистанционной деятельности обсуждение может затягиваться.

В завершении происходит обобщение результатов взаимодействия с консультируемым по поводу проблемы,  может намечаться переход от обсуждения к действию. Можно использовать поддерживающие и ободряющие фразы, например, «уверена, у вас все получится!». Большое внимание уделяется выходу из контакта, обсуждению и планированию дальнейшей работы, если она требуется.

Вариант методики работы в гештальт-подходе со взрослыми, родителями и детьми на совместных консультациях.

Выделяется «фигура» и «потребность» консультируемого. Фигура (основной фокус внимания в работе с семьями) – это наличие трудностей в выстраивании «диалога» друг с другом. Три потребности, которые не удовлетворяется в общении, это «уважение», «принятие», «безопасность».

Консультация выстраивается по «циклу контакта Гудмана»: преконтакт, контакт, полный контакт, постконтакт. С каждым прерыванием по циклу контакта: «конфлюэнция», «интроекция», «проекция», «ретрофлексия», «эготизм» – работа ведется поочерёдно. Это позволяет во время сессии исследовать особенности построения коммуникации от начала и до ее завершения, а также выявлять прерывания контакта партнеров и находить новые способы выстраивания диалога. При необходимости в формате обратной экспертной связи участникам предоставляется короткий обзор это описание контакта с другим через каждое прерывание, его «плюсы» и «минусы».

Таким образом, на консультации участники получают возможность осознавать собственные потребности и желания, стереотипы собственного поведения в общении, быть в диалоге, обращаться за помощью, доверять и поддерживать друг друга. Закрепляется положительный эмоциональный опыт, «чувствование» себя услышанным, нужным и полезным. А значит, в семье могут удовлетворяться базовые потребности в уважении, принятии и безопасности. Успешный опыт семейного общения закрепляется через восстановление контакта.

В дистанционном формате могут использоваться многие техники и приемы из обычной практики специалиста (психологические игры, техника ведения дневников, различные арт-терапевтические техники, нейрографика).

 

Техники оказания психологической помощи в дистанционном режиме:

Психологические игры предусматривают внутренние изменения участников –трансформация (инсайты, осознания, новые опыты). Эти же изменения происходят затем и в жизни, поскольку были пережиты в отношении конкретной жизненной ситуации. После игры человек возвращается в свою жизнь другим: с новым отношением к ситуации, по-новому делает свои выборы и строит взаимодействие с окружающими. Впоследствии эти внутренние изменения реализуются на уровне его внешней реальности и позволяют преодолеть личностный кризис. Игровая форма позволяет создать безопасное пространство, где формируется атмосфера принятия и взаимодействия, где у игрока есть право на ошибку, что очень важно для снятия эмоционального напряжения, раскрытия потенциала, поиска ограничений и расширения границ возможностей.

 Психотерапевтический подход в игре позволяет выявить их эффективность, распознать скрытые мотивы действий, стратегии поведения,  часто повторяющиеся ситуации и проверить их эффективность. Коучинговый подход в игре позволяет увидеть новые варианты решения вопросов, поставить конкретные цели и разработать стратегию для достижения желаемого.

Психологические игры гармонично сочетают в себе интенсивный формат индивидуальной и групповой работы, где есть возможность не только глубоко проработать свой запрос с разных сторон, но и получить поддержку и обратную связь от группы, обменяться личным опытом, найти единомышленников.

       

Техника «Структурированный дневник»

Цель метода – укрепить внутренние процессы восприятия происходящего в настоящем и трансформировать в процесс личностного и духовного развития, что очень важно в кризисные периоды жизни человека.

Аудитория: взрослые

Материалы: блокнот, предпочтительнее на кольцах (для дополнения страницами)

Инструкция: «Вам необходимо приобрести блокнот. Назовем его «Дневник счастья». Каждая страница блокнота начинается словами: «Сегодня самый счастливый день в моей жизни!». Дальше вспомните 5 событий дня, которые были для вас радостными или счастливыми. Запишите их, отмечая позитивные чувства, сопровождающие эти события. Завершите страницу словами: «А завтра день будет еще лучше!». И ложитесь спать. Каждый вечер выполняйте домашнее задание, а результат обсудим при необходимости на следующей встрече».

Пояснительная записка:

Дневник работает независимо от психолога за счет  четкой структуры, в которой можно выделить, описать и передать конкретные события и позитивные чувства, связанные с ними.

Здесь важно, что переживания не надо втискивать в формат дневника, акцент делается на комфортных моментах жизни с опорой на позитивные душевные переживания, связанные с ценностями, намерениями, желаниями.

Обсуждение задания сводится к тому, что в жизни всегда есть что-то хорошее, радость есть в любой мелочи, только надо ее увидеть.

 

Нейрографика

Термин «Нейрографика» принадлежит художнику и архитектору Павлу Пискареву («нейро» – это работа мозга, а «графика» – рисование линий, фигур).

Регулярное выполнение нейрографических упражнений способствует избавлению от зажатости, комплексов, моральных травм, изменению блокирующих установок,  позволяет получить свежие силы, активность, вход в ресурсное состояние. Нейрографические линии и фигуры, слитые в единую картину, дают возможность трансформировать свою реальность и по этой причине нейрографика – простое и доступное средство сделать существование осознанным.

Материалы:

лист любой бумаги;

карандаш, фломастер или линер, чем наносить линии и фигуры;

цветные карандаши; гелевые или шариковые ручки; маркеры (лучше двусторонние).

Выбор инструмента – это личное предпочтение каждого.

Вариантов рисования множество.

Инструкция:

Сначала надо сосредоточиться и сформулировать вашу проблему и то эмоциональное состояние, что у вас возникает: трудности в отношениях с родными и близкими людьми, проблемы на работе и пр.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте любую линию, только спонтанно и не думая, как лучше и красивее это сделать (линии рисуем подобные кривой электрокардиограммы, но более плавные).  Посмотрите на получившийся рисунок, округлите на нем неровности,  острые углы. В этот момент происходит проработка негатива, вы можете чувствовать сопротивление, что будет нормальным, но надо работать дальше и закончить дело. В это время вы переживаете все свои чувства и впечатления, достигаете целостности, снимаются все ограничения.

Вы можете почувствовать прилив сил и позитива, желания двигаться вперед. В корне изменится ваше понимание проблемы, возникнут свежие мысли и решения. Выделите или введете в рисунок фигуры (круг, квадрат, треугольник), дополнительные элементы (спираль, зигзаг, звезду).

Раскрасьте разными цветами элементы вашего рисунка: маркерами  или цветными карандашами, так вы объедините части в новые группы, проработав способность принимать большее, у вас появится мотивация к достижению определенной цели. Выбирайте любые цвета, можете не закрашивать все части.

Рисунок не оценивается и не критикуется. Обычно рисунку не задаются какие-то четко определенные образы, размеры и границы. Изображение можно продолжать неограниченное количество времени. Настроение, эмоции изображается линиями, а не рисунком. Нейрографика учит человека понимать и узнавать самого себя. В процессе доработки «картины» не надо проводить анализ, не надо искать сходство с реальностью. После того, как рисунок полностью готов, надо внимательно посмотреть на него и отдохнуть.

Справочно: Фигуры

Круг – это совершенная гармоничная фигура, это солнце, земля — некая защита и завершенность. С кругов рекомендуется новичкам нейрографики снимать ограничения мышления. Гармонизировать общее состояние и мягко войти в этот чудесный заразительный метод рисования. Круги даже в различных народностях являются символами оберега и защищенности.

Квадрат – это фигура стабильности, прочности, вечности. Вызывает ощущение надежности и баланса, снижает ощущение от тревоги и волнения. Когда есть желание зафиксировать результаты, стабилизировать свое состояние – то в рисунок вносятся именно квадраты.

Треугольник – это динамичная острая движущая фигура. Почему чаще всего треугольник ассоциируется с опасностью, конфликтностью, колкостью? Все просто – ведь это острые углы: нож, стрела, копье, клык. Но в то же время, фигура влиятельна для того, чтобы создать движение в своей жизни. Это динамика, мотивация, направление, прорыв, вектор движения. Без нее никак не обойтись.

Дополнительные элементы – спираль, как производная от кругов и звезда – это несколько треугольников.

      

Техника «Желания»

Цель: работа с сопротивлением и неумением выражать эмоции, скованность и зажатость (возможна индивидуальная и групповая работа).

Аудитория: дети от 5 лет, взрослые

Материал: 4 листа А5, акварель или гуашь.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, то, что хочется прямо сейчас» (4 раза). «Рисуй так, как хочется. Можно рисовать любые желания отрицательные и положительные, как нравится».

Отработка:

- Какую эмоцию вызывает каждый рисунок? (перечисление)

- Какую эмоцию чувствуешь к этому рисунку? (конкретизация)? - Какой рисунок нравится? (уточнение)

- Какой рисунок не нравится? (уточнение)

- Как ты назовешь этот рисунок?..

 

Техника «Мандала»

Цель: развитие рефлексии, обращение к своим чувствам и наблюдение их динамики, довыражение неотработанных чувств на других упражнениях

Аудитория: дети от 5 лет, взрослые.

Материал: лист А4 с нарисованным кругом, пастель, гуашь, акварельные карандаши (либо любые другие материалы, имеющиеся у участника дома).

Инструкция: Нарисуйте рисунок вашего состояния в мандале (круге). Рисуйте так как чувствуете. Используйте цвета по своему желанию

Отработка:

- Что вы создали?

- Какие эмоции вызывает ваша работа?

- Какие ощущения, чувства, настроение?

- Где эти чувства откликаются в теле, на что это похоже?

- Какая часть вашей работы  (рисунка)  нравится, вызывает радость?

- Какая не нравится?

- Как можно назвать (озвучить) рисунок?

 

Техника «Прощание с…»

Цель: коррекция реагирования  на негативные переживания, эмоции, чувства  (возможна индивидуальная и семейная, групповая работа).

Аудитория: дети от 5 лет, взрослые

Материал: 4 листа А5, карандаши, краски, миска с водой.

Инструкция:

Вспомните, то чувство, эмоцию, состояние, с которым хотелось бы проститься.

Нарисуйте  его контур прямо сейчас

Скомкайте  свой лист, что есть силы, окуните его в воду («искупайте» как следует

Разверните лист бумаги, создайте новый  образ

 

Упражнение «Позитивные высказывания»

Цель:  формулирование и фиксация поддерживающих и ободряющих фраз в противовес более привычным критикующим высказываниям.

Примечание: важна фиксация этих высказываний на стикерах, в дневнике, с дальнейшей возможностью возвращаться к ним в моменты усиления тревожных мыслей.

В этой статье я постаралась поделиться практическими техниками и приемами, которые эффективны для снижения напряженности и чрезмерной тревоги, стимулировании ресурсного состояния. Данные техники не затратны, их легко организовать в условиях дистанционной работы.

В завершение хотелось бы отметить, что работа педагогов-психологов в дистанционном формате при всех его недостатках, выраженных в отсутствии прямого личного контакта, является необходимым инструментом в общении с участниками образовательного процесса. Взаимодействие такого плана создаёт чувство общности, свидетельствует о принятии нового, следовании и понимании современных реалий, расширении границ своих компетенций. 

На мой взгляд, один из важнейших принципов психологического сопровождения  - доступность.  Оказание психологической помощи он-лайн еще один шаг на пути к тому, чтобы все участники образовательного процесса почувствовали дополнительный источник опоры и поддержки от специалиста.  

  

Радивон Марина Николаевна

педагог-психолог ДУ №10 г.Лиды

Литература:

1.                        Винникотт Д.В. Игра и реальность. М., Институт общегуманитарных исследований, 2008.

2.                        Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. Спб.: Речь, 2002.

3.    Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] //URL: https://psyjournals.ru/files/114594/psyedu_2020_n2_Enikolopov_et_al.pdf.

4.                        Керпен, Дейв. Гений коммуникации: искусство притягивать людей и превращать их в своих союзников: 11 навыков эффективного общения / Дейв Керпен; (пер. с англ.) – Москва: Экспо, 2019. – 352 с.

5.                        Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2007.

6.                        Колошина       Т.Ю. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика – СПб.: Речь, 2005. – 560 с.

7.                        Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. / М.: Международная педагогическая академия, 1994.

8.                        Меновщиков В.Ю. Психокоррекционные группы и подготовка профессионалов в области психотерапии и общей медицинской практики. // Психологическая помощь в меняющемся мире. Материалы II Международной конференции психологических служб и Телефонов доверия. Пермь, 1995. С.42-51.

9.                        Меновщиков В.Ю. Психологическая помощь в сети интернет. М., 2007

10.                   Меновщиков В.Ю., Колпачников В.В., Панькова Е. / Психологическое консультирование онлайн. Научно-практический журнал. - 2010. - № 2.

11.                   Новые направления в игровой терапии. Проблемы, процесс и особые популяции. Под ред. Г.Л. Лэндрета. М.: Когито-Центр, 2007.

12.                   Орлов А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к трансперсональному общению. // Ежегодник по консультативной психологии, коучингу и консалтингу. Выпуск 2. /Под ред. В.Ю. Меновщикова, А.Б. Орлова. М. Институт консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Институт), 2015, 115-126 с.

13.                   Пискарев П.М. Предпосылки формирования метода Нейрографика. — Методология современной психологии. Вып. 6 /Сб. под ред. Козлова В.В., Карпова А.В., Мазилова В.А., Петренко В.Ф. – М-. Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2016

14.           Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы межведомственной научно-практической конференции, Москва, 24–25 февраля, 2011 г. / Под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М.: МГППУ, 2011. – 196 с.


Комментариев нет: