ПОИСК

воскресенье, 5 апреля 2020 г.

Психолог в образовании... Кто он?

Психолог в образовании ... Кто он? 

Деятельность педагога-психолога в системе образования всегда была многоаспектна. И это не удивительно, ведь психологическое сопровождение участников образовательного процесса происходит во всех направлениях. В свое время меня учили, что в учреждении образования придется работать прежде всего с психической "нормой", находить применение  психологическим аспектам в образовании,  создавать условия для

сохранения и укрепления  психического здоровья детейсодействовать повышению психологической компетентности педагогов, психологической культуры родителей. С тех пор прошло менее двадцати  лет, а  психолог в образовании превратился в некого клерка,  мага-универсала. Еще никогда обязанности педагога-психолога учреждения образования не были так далеки от его возможностей и не шли вразрез с этической составляющей профессии. Иногда создается впечатление, что даже сам психолог забыл о том, что главное в его работе – участие в создании эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса.

Сегодня основная проблема, которая стоит  перед психологом  - это бумагописательство и решение задач, связанных с угрозой жизни и здоровья детей (физических, а не психических).

Самые распространенные запросы к психологу школ: жестокое обращение и насилие, суициды и  суицидальные попытки, буллинг, эмоциональное выгорание, панические атаки, кризисы семейных отношений, проживание тяжелых утрат, сексуальные нарушения. И это далеко не весь перечень. Никого не волнует, что это не вопросы  школьного психолога, для этого нужны иные специалисты, а иногда и команда (кризисных психологов, психотерапевтов, а иногда и психиатров). 

 С какого-то времени объектом профессиональной деятельности педагога-психолога стали выступать не феномены внутренней жизни ребенка, а повседневная жизнь семьи ребенка. Особенно четко это прослеживается в работе педагогов-психологов учреждений дошкольного образования, где психолог выполняет функции  социального педагога (не просто участвует, а практически координирует и проводит социальные расследования, систематически посещает семьи, изучая условия проживания воспитанников, пишет акты обследований, является секретарем советов профилактики, консультирует по вопросам права в области защиты детей и т.д.).   

Не может  и не должен психолог заниматься всем, нельзя брать на себя и нести ответственность за широкий спектр проблем, нельзя осознанно браться за то, что не сможешь выполнить качественно, довести  до конца  и не навредить. Нужно уметь говорить "стоп!", если постоянно  говорить "да", то ни один  руководитель никогда не узнает профессиональных границ  возможностей своего специалиста. Дорогие коллеги, ответьте на вопрос себе четко и искренне: "Кто Я?   -  стойкий оловянный солдатик, марионетка, которую дергают за ниточки все кому не лень или профессионал своего дела. Сколько часов в неделю, в месяц, в год уходит на посещение семей несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении для определения актуальной ситуации, проведения социальных расследований, написание запросов в межведомственные структуры, различных справок и отчетов о «семейном неблагополучии», подготовки материалов к советам профилактики, координационным советам и т.д.?

 Этот тренд последних лет, когда психолог в образовании становится социальным педагогом, кризисным психологом, юристом, и у него физически не хватает ни времени, ни возможности быть  психологом. Ни один специалист по тайм-менеджменту не сможет научить вас одновременно решать множество задач, когда все они объявлены приоритетными, принцип Парето также не срабатывает. Поэтому необходимо научиться четко обозначать то, что как психолог Вы делать можете, что должны, а что противоречит Вашим принципам, возможностям и просто не является сферой вашей деятельности. Сфера влияния не тождественна сфере обязанностей...

Повторюсь об этической составляющей профессии: о принципе  «не навреди» - действия психологов учреждений дошкольного образования  не должны  разрушать доверие  к профессии психолога. Помогать и поддерживать, грамотно взаимодействовать, а не  бесцеремонно вмешиваться, а порой и карать. Четкое понимание профессиональных задач и границ ответственности, сформированность профессиональных компетенций позволят сохранить доброе имя психологу образования, а также избежать обесценивания профессии и быстрого выгорания на работе.

Я верю в потенциал каждого из нас,  перспективу нашей чудесной профессии; желаю каждому педагогу-психологу сохранять веру в себя, в свои силы и возможности, не бояться говорить "нет". Пусть каждый день приносит частичку гордости за достигнутое, и работа навсегда остается любимой.

Марина Радивон

 

 

3 комментария:

Анонимный комментирует...

К сожалению,все правда. Особенно,что касается психолога в детском саду. Работаю и руки опускаются. Понимаю,что нужно уходить иначе ждет выгорание. Спасибо.

Анонимный комментирует...

Все точно. Без воды.

Анонимный комментирует...

Автор, пишите чаще.