ПОИСК

среда, 21 марта 2012 г.

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ




Все больше пользователей Интернета становятся зависимыми. Зависимость от Интернета возникает довольно быстро ( в большинстве случаев от полугода до года)
Интернет-зависимость имеет множество наименований:

Internet addiction diorder (IAD) – Интернет-аддикция.

– Internet Dependency – зависимость от Интернета.

– Netaholism – нетаголизм или сетеголизм.

– Internet overuse – чрезмерное применение Интернета.

– Internet abuse – излишнее применения Интернета.

– Problematic Internet use – проблематичное применение Интернета.

– Pathological Internet use – патологическое применение Интернета.

– Excessive Internet use – избыточное, излишнее применение Интернета.

– Compulsive Internet use – компульсивное применение Интернета.

– Disturbed Internet use – разрушительное применение Интернета.

– Elevated Internet use – повышенное применение Интернета.
          
Встречаются и другие термины -  зависимость от киберпространства, от блогов, от электронной почты, от конкретных социальных сетей, онлайновая зависимость и другие 

            На первый взгляд Иинтернет-зависимость кажется более социально-приемлемой, чем пристрастие к азартным играм или алкоголизм, но это довольно обманчиво - как  только Интернет перестает служить инструментом для смены дискомфортного психологического состояния на более комфортное,-  Интернет-зависимые люди обычно заменяют одну зависимость на другую (например, к алкоголю, сексу).

Патологическая зависимость от Интернета формируется в особом виртуальном мире, который имитирует ситуацию взаимодействия с другими людьми. 
       Среда, поддерживающая существование Интернета, называется киберпространством. Термин «cyberspace», введенный в 1984 году У. Гибсоном, после возникновения всемирной Сети стал означать создаваемое ею пространство. Основополагающим качеством киберпространства является зависимость его формальных характеристик от представлений и склонностей его создателей (их знаний и умений, профессиональных навыков и привычек, уровня интеллектуального развития, этических взглядов и эстетических потребностей, форм и способов взаимного общения в рамках сообщества профессионалов-кибернетчиков и за его пределами).

Коммуникации в киберпространстве имеют ряд специфических характеристик:

       1. Виртуальный мир  имеет общие признаки с реальностью (загадочность, непредсказуемость, изменчивость, игра), что ведет к  «размыванию» и устранению границ между ними. 
       2. В Сети человек может создавать «виртуальную личность» – своеобразное включение вымышленных черт в персональную идентичность. Часто виртуальная личность сильно отличается от реальной личности (возраст, пол, социальный статус, и т.п.)
       3. Общение в сети Интернет не имеет пространственно-временных ограничений. Виртуальный мир не имеет физических границ, время пребывания в нем не ограничено (виртуальное время не равно физическому, оно определяется интенсивностью и эмоционально-смысловой насыщенностью событий и коммуникаций в виртуальном мире).
       4. Виртуальный мир создает иллюзию свободы. С первого взгляда человек сам выбирает погружаться ли ему в Интернет-пространство или нет, он сам выбирает сайт, блог, чат, форум и так далее, может в любой момент переключиться на другой, в то время как в реальном мире есть правила, обязанности и законы. Все это ведет к зависимости у некоторых людей от этой иллюзии и неспособности нормально функционировать в реальном мире .
       5. В виртуальном мире предоставляется возможность любого поведения без ответственности за него. Это достигается за счет анонимности и недосягаемости. 
      6. Виртуальная реальность  позволяет создать иллюзию защиты от одиночества, получить эмоциональную поддержку и признание в Интернете. Чаще всего она субъективно компенсирует причины трудностей в реальном общении без их понимания и действительных шагов для их устранения  
       7. В Сети  невербальная сторона общения: жесты, мимика, зрительный контакт минимальна. Отсутствие невербальных компонентов позволяет скрывать свои истиннные эмоции, "смайлы" не могут компенсировать живое общение.
       8. Киберпространство формирует необычный язык Интернет-коммуникации. Язык, посредством которого происходит коммуникация в сети, отличается от общепринятого, разговорного. Виртуальный язык обладает своим своеобразным  сленгом включающим множество терминов.
       9. Сетевая реальность позволяет имитировать творческое состояние, что достигается за счет возникновения в процессе использования Сети состояния, по внешним признакам близкого к творческому. Такая имитация возникает, поскольку имеется возможность постоянного доступа к большим массивам информации, их «открытие», «поиск».

Вирт позволяет взаимодействовать, скрывая свои реальные способности и имитируя отсутствующие, использовать сами взаимодействия в сети без связи с реальностью, как место для экспериментов, не достигая с их помощью реальных целей. 


ПРИЗНАКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

            Феномен Интернет-зависимости активно изучается в зарубежных психологических школах с начала 1990-х годов. Термин «Интернет-зависимость» предложил доктор И. Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию сети Интернет.

            И. Голдберг приводит развернутую систему критериев Интернет-зависимости. При наличии трех и более признаков из перечисленных можно констатировать Интернет-зависимость:


            – В отсутствии сетевой деятельности проявление двух или более симптомов: психомоторное возбуждение; тревога; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернете; фантазии или мечты об Интернете; произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре. Использование Интернета приводит к исчезновению симптомов.

            – Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.

            – Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернета (покупку книг, поиск новых браузеров, поиск провайдеров, организация найденный в Интернете файлов).

            – Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых редуцируются или прекращаются в связи с использованием Интернета.

            – Использование Интернета продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернет (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назначенные встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями или чувство оставленности значимыми людьми).

       – Постоянное желание или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернета (цит. по: Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В., 2008).

            М. Грифите предлагает следующие критерии, которые в сумме определяют Интернет-зависимость:
            – Salience (приорететность) – использование Интернета приобрело первостепенное значение и преобладает в мыслях, чувствах и поведении.
            – Mood modification (изменение настроения) – относится к субъективному опыту человека и сопутствует состоянию поглощенности деятельностью (различные эмоциональные реакции при использовании Интернета);
            – Tolerance (толерантность) – для достижения привычного эффекта требуется количественное увеличение параметров деятельности.
            – Withdrawal symptoms (симптомы отмены) – возникновение неприятных ощущений или физиологических реакций при потере или внезапном сокращении возможностей заниматься любимой деятельностью.
            – Conflict (конфликт) – возникновение конфликтов любого вида, начиная с внутриличностных.
            – Relapse (рецидив) – возврат к излюбленной ранее деятельности, иногда после многолетнего абстинентного периода (Griffiths M., 1999).

А.Е. Войскунский  предложил свой список  список характерных способов поведения Интернет-зависимых людей:


– неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу;

– досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;

– стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;

– почти навязчивое желание осуществлять подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждать их с окружающими;

– готовность тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги;

– готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;

– способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;

– злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;

– нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких и начальства;

– готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете;

– пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;

– избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета;

– пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время, работая в Интернете;

– постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;

– стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревого или депрессии, обретение ощущения своеобразной эйфории.
 
Ц.П. Короленко и В.А. Лоскутова  выделяют следующие черты Интернет-зависимых людей:
            – комплекс недостаточности (низкая самооценка, неудовлетворенность собой);
            – инфантильность;
            – эгоцентризм;
            – недостаточная ответственность;
            – низкая коммуникативность в повседневной жизни;
            – предпочтение в Интернете сервисов, связанных с общением;
            – склонность к колебаниям аффекта.
            По другим источникам, проанализированным В.А. Цыганковым (2008), для Интернет-зависимых людей характерны:
            – заниженная самооценка;
            – эгоцентризм;
            – инфантильность;
            – низкая стрессоустойчивость;
            – тревожность;
– нервно-психическое напряжение;
            – стремление уйти от реальности;
            – доминирующая потребность в удовольствии;
            – страх перед повседневной жизнью;
            – стремление уходить от ответственности и принятия решений;
            – индивидуализм;
            – низкая общительность в реальной повседневной жизни;
            – нонконформизм;
            – сложности в принятии своего телесного «я»;
            – склонность к аффективным колебаниям;
            – трудности в общении;
            – чувство одиночества;
            – астения;
            – депрессивные состояния.


            Иногда к вышеприведенному списку поведенческих феноменов, характеризующих зависимость от Интернета, добавляют указания:

            – на физиологическую реакцию (увеличение кровяного давления, учащение пульса) по типу условного рефлекса на модемное соединение;

            – длительные периоды измененного состояния сознания по типу медитативного или трансового состояния при работе в Интернете;

            – гипертрофированную раздражительность при прерывании извне сеанса связи с Интернетом;
            – сновидения по типу пассивного «просмотра текста».


            Зависимость от Интернета также характеризуется:
            – обсессивным пристрастием к работе с компьютером;
            – «информационной перегрузкой», то есть компульсивной навигацией по WWW, поиском в удаленных базах данных;
            – патологической привязанностью к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронной торговле;
            – зависимостью от «кибер-отношений», то есть от социальных применений Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, от установления в ходе такого общения дружеских отношений или «флирта», что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;
            – зависимость от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных форумах 

            Начало Интернет-зависимости обычно сопровождается приятными чувствами (эйфория, психическая релаксация, ощущение «взлета», чувство беззаботности, усиление воображения, чувство свободы). По мере прогрессирования зависимости требуется проводить все больше времени в Сети для достижения того же эффекта.

            Развитие зависимости в итоге приводит к изменению образа жизни, нарушению режимов сна/бодрствования и отдыха/нагрузки, в результате чего страдают не только работоспособность и социальная адаптация, но и физическое здоровье. Слишком продолжительное по времени, превышающее психофизиологические нормы, пребывание в одной и той же неэргономичной позе, нагрузка на зрение, позвоночник, мышцы кисти (особенно на правой руке, которая движет мышью), пренебрежение регулярностью питания, адекватными физическими нагрузками – все это приводит к ухудшению общефизического состояния здоровья. В итоге нарастает астенизация, появляется риск развития физических нарушений, из которых наиболее распространены мигренеподобные головные боли, боли в спине, сухость в глазах, синдром карпального канала (онемение и боли в кисти руки) .
   

ДИАГНОСТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ


            Для диагностики Интернет-зависимости используется опросник Кимберли Янг:
            1. Вы используете Интернет, чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения.
            2. Вы не можете контролировать использование Интернета.
            3. Вы чувствуете необходимость находиться в Интернете все дольше и дольше для того, чтобы достичь удовлетворения.
            4. Каждый раз вы проводите в Интернете больше времени, чем планировали.
            5. После излишней траты денег в Интернете вы на следующий день начинаете все сначала.
            6. Вы обманываете членов семьи и друзей, скрывая, сколько времени вы проводите в Интернете и степень вашей увлеченности им.
            7. Вы чувствуете беспокойство или раздражение, когда вас отрывают от Интернета.
            8. Вы думаете об Интернете, когда находитесь вне Сети.
            9. Находясь вне Сети, вы испытываете подавленность или беспокойство.
            10. Вы рискуете лишиться важных взаимоотношений, потерять место работы или учебы из-за Интернета.
            Если вы честно ответили «да» более чем на 4 вопроса и ваше увлечение длится более года, вам необходима психологическая помощь (цит. по: Старшенбаум Г.В., 2006).
            С.А. Кулаков (2004) приводит следующий тест на интернет-зависимость:
             Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:
            – «очень редко» – 1 балл;
            – «иногда» – 2 балла;
            – «часто» – 3 балла;
            – «очень часто» – 4 балла;
            – «всегда» – 5 баллов.
            1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в Сети дольше, чем задумывали?
            2. Как часто вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в Сети?
            3. Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером?
            4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по Сети?
            5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в Сети?
            6. Как часто из-за времени, проведенного в Сети, страдает ваше образование и/или работа?
            7. Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
            8. Как часто страдает ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?
            9. Как часто вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если вас спрашивают о том, что вы делаете в сети?
            10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
            11. Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в Сеть?
            12. Как часто вы переживаете, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
            13. Как часто вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает вас, когда вы находитесь в Сети?
            14. Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в Сети?
            15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в Сети, или воображаете, что вы там?
            16. Как часто вы говорите, что проведете в Сети «еще пару минут…»?
            17. Как часто вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в Сети?
            18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в Сети?
            19. Как часто вы предпочитаете находиться в Сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
            20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в Сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет?
            Если набрано 50-79 баллов, стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь. Если набрано 80 баллов и больше, можно диагностировать Интернет-зависимость; вам необходима помощь психолога.
           
С.А. Кулаков (2004) также разработал тест на детскую Интернет-зависимость для родителей.
            Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:
            – «очень редко» – 1 балл;
            – «иногда» – 2 балла;
            – «часто» – 3 балла;
            – «очень часто» – 4 балла;
            – «всегда» – 5 баллов.
            1. Как часто ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования Сетью?
            2. Как часто ребенок не выполняет свои обязанности по дому, чтобы провести больше времени в Сети?
            3. Как часто ребенок предпочитает проводить время в Сети, вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
            4. Как часто ребенок формирует новые отношения с друзьями по Сети?
            5. Как часто вы жалуетесь на количество времени, проведенного вашим ребенком в Сети?
            6. Как часто учеба ребенка страдает из-за количества времени, проведенного им в Сети?
            7. Как часто ребенок проверяет электронную почту, прежде, чем заняться чем-то другим?
            8. Как часто ребенок предпочитает общение в Сети общению с окружающими?
            9. Как часто ребенок не отвечает на вопрос о том, что он делает в Интернете?
            10. Как часто вы заставали своего ребенка в Сети против вашей воли?
            11. Как часто ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
            12. Как часто ребенок получает странные звонки от его новых «сетевых друзей»?
            13. Как часто ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в Сети?
            14. Как часто ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда в доме не было Интернета?
            15. Как часто ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в Сеть, когда он находится вне Сети?
            16. Как часто ваш ребенок ругается и гневается, когда вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в Сети? 
            17. Как часто ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в Сети?
            18. Как часто ребенок злится и становится агрессивным, когда на него накладывают  ограничение на время, проведенное в Сети?
            19. Как часто ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в Сети?
            20. Как часто ребенок чувствует подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне Сети, а по возвращении в Сеть все это исчезает?
            Если набрано 50-79 баллов, стоит учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь ребенкка. Если набрано 80 баллов и больше, можно диагностировать Интернет-зависимость; ребенку необходима помощь психолога.


                  

Комментариев нет: