ПОИСК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ

    Приложение № 3


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРЕДМЕТ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ                                         В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ

Общие положения
Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.
Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, является формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению ПАВ [1].
Специалисты правоохранительных органов и здравоохранения критерием склонности индивида к формированию химической зависимости считают личный опыт потребления ПАВ. Перед системой образования поставлена задача – выявить склонность к формированию химической зависимости у обучающихся до момента первой пробы ПАВ.
С этой целью рекомендуется проведение психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления ПАВ, начиная с 11-летнего возраста.
Аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Химическая зависимость – синдром, сочетающий физиологические, поведенческие и когнитивные явления, при котором употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Основной характеристикой синдрома химической зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество для достижения состояния психического комфорта. Синдром выражается в постоянных мыслях о психоактивном веществе, подавленности, подъеме настроения в предвкушении его приема.
Психоактивные вещества – различные по химической структуре и предназначению средства промышленной и бытовой химии, медицинские препараты, пищевые продукты и многие другие вещества, при попадании в организм способные влиять на психические функции головного мозга человека, т.е. изменять настроение, поведение, память, восприятие реальной действительности.
Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.
Первичная профилактика – это действия, направленные на недопущение первых проб, предупреждение распространения потребления ПАВ. Включает раннее выявление лиц имеющих риск формирования зависимого поведения, мотивационное консультирование детей и подростков, направленное на изменение дезадаптивных форм поведения, семейное консультирование.
Вторичная профилактика – действия, направленные на предупреждение формирования заболевания у лиц, имеющих эпизоды злоупотребления ПАВ. Включает формирование у несовершеннолетних мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью.
Известно, что на формирование зависимого поведения индивида влияет комплекс факторов – биологических, психологических, социальных. Так как биологический риск может быть выявлен специалистами здравоохранения, для системы образования важным становится выявление психологического и социального (семейного, ближайшего окружения, образовательного) факторов риска. Приведем их обзор:
  • психологический фактор риска:
- поведенческий (недостаток самоконтроля; проблемы (трудности) в межличностном общении; чрезмерная критичность и агрессивность в отношении окружающих; неспособность к принятию решений; склонность к рискованному поведению; привычка уклоняться от жизненных трудностей; деструктивные стратегии копинг-поведения; личный опыт проб ПАВ);
- мотивационно-потребностный (любопытство; высокая потребность в поиске ощущений; разрыв между высоким уровнем притязаний и возможностью их реализации);
- эмоциональный (низкая фрустрационная толерантность; тревожно-мнительные черты характера; частое и длительное пребывание в депрессивных состояниях; гедонистическая установка по отношению к ожидаемым эмоциональным переживаниям; стремление избегать нежелательных эмоциональных состояний и скуки; импульсивность, нарушения привязанности; алекситимия);
- характерологический (неустойчивый, эпилептоидный и гипертимный типы акцентуаций характера);
- когнитивный (проблема интересов; низкий интеллектуальный уровень; высокий интеллектуальный уровень);
- Я-концепция (неадекватная самооценка; низкое самоуважение; комплекс неполноценности);
  • семейный:
- в области реализации семейных функций (отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; насилие в семье; снижение функции социального контроля; неуважительные, взаимоотвергающие отношения в семье; невовлеченность членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений);
- в области супружеских взаимоотношений (затяжные, стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты);
- в области родительско-детских отношений (гипер- и гипопротекция; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания; конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества, директивность и вспыльчивость; низкий авторитет родителей в глазах подростка; чрезмерная концентрация родителей на ребенке либо дистанцирование от него; недостаточная или патологическая привязанность, неадекватный контроль за ребенком);
  • ближайшего окружения (наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками; принадлежность к «отвергнутым», пребывание в группе, где употребляют ПАВ);
  • образовательный (хроническая академическая неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частая смена учреждений образования; общественная пассивность; частые прогулы, пропуски занятий) [2].

Нормативные правовые основания для организации и проведения психосоциального анкетирования
Проведение психосоциального анкетирования среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (общий возрастной диапазон 11-18 лет) на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов организуется во исполнение подпункта 1.5 пункта 1 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года № 10 «О совершенствовании работы по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению населения» и осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования от 18.11.2014 года                     № 10-07/П-807 «Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов», утвержденный Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014 года.
Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики зависимого поведения среди обучающихся. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к формированию химической зависимости, и на основе полученных данных организовывать соответствующую профилактическую работу, эффективную психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося.
Основными задачами организации психосоциального анкетирования на предмет употребления ПАВ являются:
- получение объективных данных распространенности потребления ПАВ среди обучающихся;
- определение «группы риска» из числа обучающихся для проведения вторичной профилактики;
- повышение мотивации обучающихся «группы риска» на необходимость прохождения медицинского осмотра.

Процедура психосоциального анкетирования
Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год. Рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).
Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося склонность к формированию химической зависимости.
В целях получения объективной информации анкетирование, обработку данных, подготовку выводов и рекомендаций целесообразно проводить специалистам СППС учреждения образования.
Объектом диагностики являются три возрастные группы обучающихся:
старшая группа –16-18 лет;
средняя группа – 14-15 лет;
младшая группа – 11-13 лет.
Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения об обучающемся и его возрасте (для получения более достоверных ответов обучающихся целесообразно личные данные указывать в виде кода/шифра. Например, номер группы, номер по списку в учебном журнале и др.)
Диагностический инструментарий психосоциального анкетирования обучающихся 11-18 лет на предмет употребления ПАВ включает:
- анкету и опросник для обучающихся 16-18 лет (Приложение 2);
- анкету для обучающихся 14-15 лет (Приложение 3);
- анкету для обучающихся 11-13 лет (Приложение 4).
Анкета заполняется респондентом самостоятельно в письменной форме.
Необходимо обеспечить конфиденциальность полученных результатов психосоциального анкетирования. Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании). При получении положительного результата обучающегося вместе с родителями в обязательном порядке направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.
Для изучения мнения родителей обучающихся можно рекомендовать опросник, который позволяет самостоятельно изучить проблему употребления ПАВ (Приложение 5).
С целью получения более достоверных результатов диагностики специалист СППС может ознакомиться с мнением любого из педагогических работников относительно обучающегося, используя опросник (Приложение 5).

Правила проведения психосоциального анкетирования
  1. Для проведения психосоциального анкетирования обучающихся                     11-13 лет необходимо согласие родителей в письменной форме, в возрасте от 14 лет и старше анкетирование осуществляется с согласия самих обучающихся (Приложение 1).
  2. Перед проведением анкетирования специалист учреждения образования проводит инструктаж (возможность изменения решения; необходимость своего ответа в строчке «Свой вариант ответа» и пр.).
  3. Перед началом анкетирования необходимо выделить время для ознакомления обучающихся с вопросами.
  4. При возникновении затруднений ответов на некоторые вопросы возможны комментарии специалиста или индивидуальная психолого-педагогическая поддержка.
  5. Проведение и обработка результатов анкетирования возлагается на специалистов СППС учреждения образования.
  6. Специалист обязан мотивировать обучающихся на качественное заполнение анкет и опросника.

Условия проведения психосоциального анкетирования
  1. Корректное и уважительное отношение к каждому родителю/законному представителю и обучающемуся.
  2. Создание в процессе проведения диагностики спокойной, доброжелательной обстановки.
  3. Запрет в ходе заполнения анкет на взаимопомощь в подборе вариантов ответов, на общение между анкетируемыми.
  4. Для получения более достоверных результатов о личных данных обучающихся целесообразно использовать код / шифр (номер группы (класса), номер по списку в учебном журнале).
  5. Обеспечение руководителем учреждения образования сохранности письменных согласий на проведение опроса, результатов анкетирования, а также обеспечение конфиденциальности и невозможности несанкционированного доступа к ним.
  6. Своевременное в корректной форме ознакомление родителей с показателями высокой степени риска ребенка.
  7. Право родителей пройти рекомендованный опросник самостоятельно или с помощью педагога-психолога.
  8. Для получения более достоверных результатов право проведения специалистом СППС диагностики любого педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс.



Обработка результатов психосоциального анкетирования
Обработка результатов диагностики разных возрастных групп представлена в одном ключе, что позволит проследить динамику развития склонности к формированию химической зависимости у обучающихся.
Специалист суммирует набранные обучающимся баллы и определяет степень риска (высокую, среднюю или низкую) формирования химической зависимости. Кроме общего риска специалист может выявить и более конкретный (семейный, ближайшего окружения, образовательный, психологический) риск формирования химической зависимости.
Ключевыми вопросами, выявляющими риск формирования химической зависимости, являются вопросы о личном опыте потребления ПАВ. К таким вопросам относятся: № 14 в анкете для обучающихся 16-18 лет и № 13 в анкете для обучающихся 14-15 лет с вариантами ответов «Иногда употребляю» и «Ежедневно употребляю»; № 24 в анкете для обучающихся 11-13 лет с вариантом ответа «Да».

Анкетирование обучающихся 16-18 лет
При проведении психосоциального анкетирования рекомендуется использовать опросник и анкету (Приложение 2). Применение двух методик для данной возрастной категории позволяет учесть весь спектр психологических и социальных факторов риска, характерных для данной возрастной категории, и обеспечить большую достоверность полученных результатов.
Опросник дает возможность выявить наличие психологического фактора риска, оказывающего непосредственное влияние на формирование у обучающихся аддиктивных жизненных установок [3]. Этот фактор включает: тенденцию к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений, неумение организовывать свое время и порядок выполнения дел, низкий самоконтроль поведения, слабоволие, недобросовестность, безответственность, легкомысленность, беспринципность, неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, восприятие подростками родителей как агрессивных, чрезмерно строгих, эмоционально холодных, чрезмерно критикующих, отношение к привычкам как пассивное, слабовольное.
Обработка результатов опросника:
В обратных утверждениях 1 балл соответствует 5; 2 балла соответствуют 4; 4 балла соответствуют 2 и 5 баллов соответствуют 1.
Прямые утверждения: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 16, 19, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33, 34, 36, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 49, 50, 52, 53.
Обратные утверждения: 1, 2, 3, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 23, 24, 30, 31, 35, 37, 45, 48, 51.
Результат свыше 130 баллов указывает на психологический риск формирования химической зависимости от ПАВ. Количество набранных баллов в зоне риска может варьироваться от 130 до 265 баллов. Дополнительная шкала позволит дифференцировать степень личностного риска формирования химической зависимости.
130-160 – признаки склонности;
161-200 – признаки повышенной склонности;
201-265 – признаки высокой вероятности.
Дополнительно можно выявить особенности психологической склонности к формированию химической зависимости согласно следующим шкалам:
  1. Шкала «Импульсивность» обнаруживает тенденцию к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений, неумение организовывать свое время и порядок выполнения дел. Для импульсивных подростков характерны низкий самоконтроль поведения, слабоволие.
  2. Шкала «Слабость Сверх-Я» выявляет недобросовестность, безответственность, легкомысленность, беспринципность. Такие подростки проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения. Они могут презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман.
  3. Шкала «Дезадаптированность» выявляет неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов.
  4. Шкала «Враждебность как стиль родительского отношения» определяет восприятие подростками родителей как агрессивных, чрезмерно строгих, эмоционально холодных, чрезмерно критикующих. Подросток находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением.
  5. Шкала «Безрассудность» характеризует подростков как недостаточно спокойных и рассудительных, нетерпеливых, несдержанных. Они чувствуют себя несчастным из-за кажущейся неудовлетворенности, им всего всегда мало.
  6. Шкала «Общая склонность к зависимостям» определяет отношение к привычкам как пассивное, слабовольное.
  7. Шкала «Социальная желательность» указывают на то, что подросток стремится представить себя в наилучшем свете, дает неискренние ответы.

Шкала
Прямые утверждения
Обратные утверждения
1
Импульсивность
4, 6, 7, 13, 25, 26, 27, 38, 42, 47
10, 17, 24, 30, 35, 45
2
Слабость «Сверх-Я»
9, 12, 44, 49, 53
15, 23, 31, 51
3
Дезадаптированность
5, 19, 21, 29, 32, 39, 40, 50, 52

4
Враждебность родителей
20, 33, 41, 46

5
Безрассудность
16, 22, 28
37
6
Склонность к зависимостям
8, 36, 43

7
Социальная желательность
34
1, 2, 3, 11, 14, 18, 48

Для выявления социального фактора риска формирования химической зависимости предлагается анкета, определяющая роль семейного, ближайшего окружения и образовательного факторов риска.
Анкета включает 30 вопросов закрытого типа.
Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).
Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 17, 18, 19, 20, 21, 22).
Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30).
Психологический фактор риска выявляет отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 12, 13, 14, 15, 16).
АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________
Класс (группа)_________________________________________________________________


Всегда
Часто
Редко
Никогда
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня
0
1
2
3
2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям
0
1
2
3
3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга
3
2
1
0
4. Мне кажется, что родители меня не любят
3
2
1
0
5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности
0
1
2
3


Да
Нет
6. Если я задерживаюсь, я звоню родителям
0
2
7. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя
0
2
8. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков
0
2

9. Если я выпью пива, вина или другого спиртного, мои родители:
а) скорее всего, заметят (0); б) скорее всего, не заметят (2).

10. В моей семье относятся к:

Отрицательно
Нейтрально
Положительно
курению сигарет
0
1
2
употреблению пива
0
1
2
употреблению других алкогольных напитков
0
2
3
употреблению наркотиков, в том числе спайсов
0
3
4

11. В моей семье:

Никогда
Редко
Часто
Всегда
курят
0
1
2
3
употребляют алкоголь
0
1
3
4
употребляют наркотики
0
3
4
5

12. Мое отношение к:

Положительное
Нейтральное
Отрицательное
курению сигарет
2
1
0
употреблению пива
2
1
0
употреблению других алкогольных напитков
3
2
0
употреблению наркотиков, спайсов
5
3
0

13. Я считаю, что для организма:

Очень вредно
Скорее вредно, чем полезно
Скорее полезно, чем вредно
Полезно
курение сигарет 
0
1
2
3
употребление пива
0
1
2
3
употреблению других алкогольных напитков
0
2
3
4
употребление наркотиков, спайсов
0
3
4
5

14. Я сам (-а):

Никогда не употреблял (-а)
Раньше употреблял (-а), но бросил (-а)
Иногда употребляю
Ежедневно употребляю
сигареты
0
1
2
3
пиво
0
1
2
3
другие алкогольные напитки
0
2
3
4
наркотики, спайсы
0
3
4
5


Всегда
Часто
Иногда
Никогда
15. Я чувствую себя одиноким
3
2
1
0
16. Я злюсь на весь мир
3
2
1
0
17. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности
0
1
2
3
18. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей
0
1
2
3

19. В моем классе (группе):

Никто
1-2 человека
Около половины
Большин-
ство
курят
0
1
2
3
употребляют пиво
0
1
2
3
употребляют другие алкогольные напитки
0
2
3
4
употребляют наркотики, спайсы
0
3
4
5

20. Среди моих друзей:

Никто
1-2 человека
Около половины
Большин-
ство
курят
0
1
2
3
употребляют пиво
0
1
2
3
употребляют другие алкогольные напитки
0
2
3
4
употребляют наркотики, спайсы
0
3
4
5

21. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:

Очень легко
Довольно легко
Довольно сложно
Невозможно
сигареты
3
2
1
0
пиво
3
2
1
0
другие алкогольные напитки
4
3
2
0
спайсы
5
4
3
0
наркотики
5
4
3
0

22. Я знаю взрослых людей, которые:

Да
Нет
употребляли (употребляют) наркотики
2
0
продавали (продают) наркотики
2
0

23. По сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:
а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).

24. Я пропускаю занятия без уважительной причины:
а) часто (3); б) редко (1); в) никогда (0).


Всегда
Часто
Иногда
Никогда
25. Со своими проблемами я могу обратиться к педагогам, психологу
0
1
2
3
26. Педагоги поощряют мои старания
0
1
2
3
27. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах
0
1
2
3

28. Я принимаю активное участие в спортивной, клубной и другой деятельности:
а) да (0); б) нет (2).

29. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:
а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).

30. В последнее время учебная деятельность для меня:
а) очень интересна (0); б) довольно интересна (1); в) малоинтересна (2); г) совсем не интересна (3).

Обработка результатов анкетирования:


Высокий риск
Средний риск
Низкий риск
1
Семейный
34-46
18-33
6-17
2
Психологический
38-48
17-37
6-16
3
Ближайшего окружения
43-60
23-42
8-22
4
Образовательный
17-22
11-16
6-10

Общий риск
129-176
66-128
26-65

Анкетирование обучающихся 14-15 лет
В силу отсутствия разработанных психологических опросников для данной возрастной категории обучающихся предлагается анкета.
Анкета включает 35 вопросов закрытого типа (Приложение 3).
Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).
Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 17, 18, 19, 20, 21, 22).
Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30).
Психологический фактор риска выявляет импульсивность, субъективное ощущение одиночества, беспомощности; наличие трудноразрешимых жизненных ситуаций, потребность в острых ощущениях, уровень эмоциональной зрелости, наличие непреложных авторитетов, отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22).
АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________
Класс (группа)________________


Всегда
Часто
Редко
Никогда
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня
0
1
2
3
2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям
0
1
2
3
3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга
3
2
1
0
4. Мне кажется, что родители меня не любят
3
2
1
0
5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности
0
1
2
3


Да
Нет
6. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама – другое
2
0
7. Если я задерживаюсь, я звоню родителям
0
2
8. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя
0
2
9. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков
0
2

10. Если я выпью пива, вина или крепкого алкоголя, мои родители:
а) скорее всего, заметят (0); б) скорее всего, не заметят (2).

11. В моей семье:

Никогда
Редко
Часто
Всегда
курят
0
1
2
3
употребляют алкоголь
0
1
3
4
употребляют наркотики
0
3
4
5

12. Я считаю, что для организма:

Очень вредно
Скорее вредно, чем полезно
Скорее полезно, чем вредно
Полезно
курение сигарет 
0
1
2
3
употребление пива
0
1
2
3
употребление других алкогольных напитков
0
2
3
4
употребление наркотиков, спайсов
0
3
4
5

13. Я сам (-а):

Никогда не употреблял (-а)
Раньше употреблял (-а), но бросил (-а)
Иногда употребляю
Ежедневно употребляю
сигареты
0
1
2
3
пиво
0
1
2
3
другие алкогольные напитки
0
2
3
4
наркотики, спайсы
0
3
4
5


Всегда
Часто
Иногда
Никогда
14. Я думаю прежде, чем сделать что-либо
0
1
2
3
15. У меня бывают перепады настроения
3
2
1
0
16. В моей жизни складываются безвыходные ситуации
3
2
1
0
17. Я чувствую себя одиноким
3
2
1
0
18. Я чувствую вялость, безразличие
3
2
1
0
19. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное
3
2
1
0
20. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня
3
2
1
0
21. Мне нужны острые ощущения
3
2
1
0
22. Я чувствую себя беспомощным
3
2
1
0
23. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности
3
2
1
0
24. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей
3
2
1
0

25. В моем классе (группе):

Никто
1-2 человека
Около половины
Большин-
ство
курят
0
1
2
3
употребляют пиво
0
1
2
3
употребляют другие алкогольные напитки
0
2
3
4
употребляют наркотики, спайсы
0
3
4
5

26. Среди моих друзей:

Никто
1-2 человека
Около половины
Большин-
ство
курят
0
1
2
3
употребляют пиво
0
1
2
3
употребляют другие алкогольные напитки
0
2
3
4
употребляют наркотики, спайсы
0
3
4
5

27. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:

Очень легко
Довольно легко
Довольно сложно
Невозможно
сигареты
3
2
1
0
пиво
3
2
1
0
другие алкогольные напитки
4
3
2
0
спайсы
5
4
3
0
наркотики
5
4
3
0

28. Я знаю взрослых людей, которые употребляли (употребляют) наркотики:
а) да (2); б) нет (0).

29. Я считаю, что по сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:
а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).

30. Я пропускаю занятия без уважительной причины:
а) часто (3); б) редко (1); в) никогда (0).

31. Я посещаю спортивную секцию, клуб по интересам, кружок, музыкальную (художественную) школу и др.:
а) да (0); б) нет (2).


Всегда
Часто
Иногда
Никогда
32. Педагоги поощряют мои старания
0
1
2
3
33. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах
0
1
2
3

34. В последнее время учебная деятельность для меня:
а) очень интересна (0); б) довольно интересна (1); в) малоинтересна (2); г) совсем не интересна (3).

35. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:
а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).

Обработка результатов анкетирования:


Высокий риск
Средний риск
Низкий риск
1
Семейный
27-37
16-26
6-15
2
Психологический
38-57
21-37
9-20
3
Ближайшего окружения
42-58
21-41
8-20
4
Образовательный
15-19
10-14
6-9

Общий риск
118-161
65-117
29-64


Анкетирование обучающихся 11-13 лет
Анкета включает 30 вопросов закрытого типа (Приложение 4).
Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 17, 18, 19).
Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 9, 17, 22).
Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий                              (№ вопросов: 17, 25, 26, 27, 28, 29, 30).
Психологический фактор риска выявляет наличие свободного времени и способ его проведения, импульсивность, субъективное ощущение одиночества, беспомощности; наличие трудноразрешимых жизненных ситуаций, потребность в острых ощущениях, уровень эмоциональной зрелости, наличие непреложных авторитетов, отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 7, 8,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 24).

АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________
Класс_____________________


Всегда
Часто
Редко
Никогда
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня
0
1
2
3
2. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга
3
2
1
0
3. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности
0
1
2
3
4. Родители меня не понимают
3
2
1
0
5. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама – другое
3
2
1
0
6. Мои родители знают, где и с кем я гуляю
0
1
2
3
7. У меня много свободного времени
2
1
0
1

8. В свободное время я:

Всегда
Часто
Редко
Никогда
Посещаю секции, кружки, студии
0
1
2
3
Читаю книги
0
1
2
3
Играю в компьютерные игры
3
2
0
0
Провожу время в интернете
3
2
0
1
Смотрю телевизор
3
2
0
1
Провожу время с друзьями на улице
3
2
0
1
Ничем не занимаюсь
3
2
0
1

9. Для меня примером для подражания являются:

Всегда
Часто
Редко
Никогда
Родители
0
1
2
3
Друзья
3
2
0
1


Всегда
Часто
Редко
Никогда
10. Я скучаю, мне ничего не интересно и нечем заняться
3
2
1
0
11. Я чувствую себя беспомощным
3
2
1
0
12. Я чувствую вялость, безразличие
3
2
1
0
13. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное
3
2
1
0
14. Я злюсь на весь мир
3
2
1
0
15. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня
3
2
1
0
16. Я думаю прежде, чем сделать что-либо
0
1
2
3

17. Когда у меня случается неприятность, я обращаюсь за помощью к:

Никогда
Редко
Часто
Всегда
родителям
3
2
1
0
друзьям
2
1
0
0
учителям
2
1
0
0
родственникам
2
1
0
0

18. В моей семье относятся к:

Отрицательно
Нейтрально
Положительно
курению сигарет
0
1
2
употреблению пива
0
1
2
употреблению других алкогольных напитков
0
2
3
употреблению наркотиков, в том числе спайсов
0
3
4

19. В моей семье:

Никогда
Редко
Часто
Всегда
курят
0
1
2
3
употребляют алкоголь
0
1
3
4
употребляют наркотики
0
3
4
5

20. С какого возраста, по Вашему мнению, человеку можно:
курить (никогда (0), после 18 лет (1), младше 18 лет (2)
употреблять алкоголь (никогда (0), после 21 года (1), младше 21 года (2)
употреблять наркотики (никогда (0), любой положительный ответ (3)

21. Я считаю, что для организма:

Очень вредно
Скорее вредно, чем полезно
Скорее полезно, чем вредно
Полезно
курение сигарет 
0
1
2
3
употребление пива
0
1
2
3
употребление других алкогольных напитков
0
2
3
4
употребление наркотиков, спайсов
0
3
4
5

22. У меня есть друзья, одноклассники, которые:

Да
Нет
курят
3
0
употребляют алкоголь
4
0
употребляют наркотики
5
0

23. К ребятам, которые курят, выпивают, я отношусь:
а) безразлично (1); б) одобряю (2); в) осуждаю (0).

24. Я пробовал (-а):

Да
Нет
курить
3
0
алкоголь
4
0
наркотики
5
0

25. По сравнению с одноклассниками я учусь:
а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).

26. Я пропускаю занятия без уважительной причины:
а) часто (2); б) редко (1); в) никогда (0).


Всегда
Часто
Иногда
Никогда
27. Педагоги поощряют мои старания
3
2
1
0
28. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах
3
2
1
0
29. В последнее время учебные предметы для меня:
а) очень интересны (0); б) интересны (1); в) малоинтересны (2); г) совсем не интересны (3).

30. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:
а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).

Обработка результатов анкетирования:


Высокий риск
Средний риск
Низкий риск
1
Семейный
32-47
17-31
8-16
2
Психологический
52-80
21-51
6-20
3
Ближайшего окружения
12-17
8-11
5-7
4
Образовательный
14-18
9-13
6-8

Общий риск
107-162
42-106
25-41

Полученные данные должны быть использованы для организации дифференцированной профилактической работы, учитывающей личностные особенности и социальные характеристики обучающихся, особенности образовательной среды и уровень распространенности употребления ПАВ среди обучающихся конкретного учреждения образования.
Специалисты СППС обязаны проводить с обучающимися, склонными к формированию химической зависимости, коррекционную работу с целью оказания им помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; формирования у них адекватного представления о себе, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им, ценить и беречь семью, формирования активной гражданской позиции, развития семейных ценностей и навыков здорового образа жизни.
При проведении вторичной профилактики с обучающимися, склонными к формированию химической зависимости, рекомендуется проведение как индивидуальных, так и групповых форм работы.
В целях методической поддержки специалистов рекомендуется использовать пособия с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь», а также издания УО РИПО:
Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для педагогов-психологов и педагогов учреждений общего среднего образования / И.В.Аксючиц. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 216 с.
Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц, В.А. Хриптович. – Мозырь : Белый Ветер, 2015. – 215 с.
Корзенко, В.Н. Основы формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / В.Н. Корзенко, А.Л. Смотрицкий, Г.Е. Смотрицкая. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 176 с.
Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни: социально-педагогическое проектирование: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Г.Ф. Бедулина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 192 с.
Решительное НЕТ табакокурению: пособие для учителей и кл. рук. (с электронным приложением) / авт.-сост. И.В. Залуцкий, С.В. Петрович, Т.Н. Глинская. – Минск : НИО, 2007. – 72 с.
Купчинов, Р.И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы для лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р.И. Купчинов. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 224 с.
Богословская, В.С. «Программа «САН (самочувствие, активность, настроение)»: пособие для психологов, соц. педагогов, воспитателей / В.С. Богословская, А.И. Янчий. – Минск : НИО, 2007. – 120 с.
Луговцова, Е.И. Психология формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов соц. учреждений общ. сред. образования / Е.И. Луговцова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 192 с.
Профессионально-личностное развитие учащихся. Сборник коррекционных программ / С.Р. Бутрим [и др.]; под ред. О.С. Поповой. – Минск : РИПО, 2013. – 263с.;
Формирование семейных ценностей у учащейся молодежи: сб. метод. материалов/под ред. О.С. Поповой, А.В. Самуль, Л.И. Саранцевой. – Минск : РИПО, 2015. – 324 с.;
Формирование активной гражданской позиции учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования сб. метод. материалов / сост. : Л.И. Змитрачкова, Г.П. Юрьян ; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. – Минск : РИПО, 2015. – 235с.

Заключение
1. Информация о результатах проведенного психосоциального анкетирования направляется учреждениями образования в управления (отделы) образования, спорта и туризма ежегодно не позднее 1 декабря (Приложение                    6 – 7);
управления (отделы) образования, спорта и туризма ежегодно                                 до 15 декабря представляют сводную информацию о результатах психосоциального анкетирования в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома;
управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома ежегодно до 1 января направляют в Министерство образования сводную аналитическую информацию о результатах психосоциального анкетирования.
2. Результаты проведения анкетирования в каждой возрастной группе используются для проведения вторичной профилактики зависимого поведения специалистами СППС учреждения образования и специалистами соответствующего профиля (из учреждения здравоохранения, внутренних дел).
3. Результаты анкетирования в старшей группе (учащиеся 16-18 лет) являются наиболее достоверными, поскольку анкета усилена опросником, предназначенным для выявления психологических особенностей, предопределяющих склонность к формированию химической зависимости. Анкета выявляет социальные факторы риска, а также степень употребления ПАВ обучающимися. Поэтому при выявлении высокой степени риска, по итогам проведения опросника и анкеты, следует рекомендовать родителям обучающихся обратиться за консультацией в учреждения здравоохранения.
4. По желанию родителей специалист СППС при желании родителей может проводить диагностику с родителями и консультировать их в рамках своей компетентности по вопросам профилактики формирования химической зависимости у детей.
Список использованных источников:
  1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи  Республики Беларусь // adu.by/wp-content/uploads/2015/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.
  2. Кулганов, В.А. Превентология. Профилактика социальных отклонений / В.А. Кулганов, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. – СПб. : Питер, 2014. – 304 с.
  3. Хриптович, В.А. Разработка личностного опросника для подростков «Риск химической зависимости» / В.А. Хриптович // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 2. Вып. 13 / под ред. В.Ф. Беркова. – Минск : РИВШ, 2013. – С. 234–241.
  4. Корчагина, Г.А. Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях / Г.А. Корчагина, Е.В. Фадеева, Н.И. Зенцова. – М. : ФГБУ «Национальный научный центр наркологии» Минздрава России, 2013. – 56 с.
  5. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами // Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. – М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 336 с.
  6. Юсупов, В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления / В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. – СПб. : Речь, 2007. – 128 с.
  7. Полякова, О.Б. Особенности психодиагностики и психопрофилактики наркозависимости. – М. : МПСУ, 2015. – 216 с.

Комментариев нет: