Приложение 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И
ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АКТИВНЫЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА И ИГРЫ
Актуальным направлением работы
учреждений образования Республики Беларусь в современных условиях является
профилактика суицидального поведения несовершеннолетних и недопущение
вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры.
Исследования показывают, что
большинство всех самоубийств и суицидальных попыток несовершеннолетних связано
с дезадаптацией, семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со
стороны взрослых, неуспешностью, проблемами со здоровьем.
Профилактика суицидов среди
несовершеннолетних является предметом особого внимания Правительства Республики
Беларусь, носит межведомственный характер и является составной частью повышения
демографической безопасности государства.
Министерство здравоохранения
Республики Беларусь констатирует, что в республике в течение последний 10 – 12
лет планово осуществляются мероприятия по профилактике суицидального поведения
населения, в результате чего сформировалась и сохраняется тенденция снижения
уровня суицида среди населения. Вместе с тем по итогам 2016 года в республике
отмечен рост показателей суицида во всех популяциях населения республики
(общей, трудоспособного возраста, детской, моложе и старше трудоспособного
возраста) до 21,0 случая на 100 тыс. населения общей популяции.
Общее число парасуицидов в популяции
детского населения республики в 2016 году составило 244 случая, или 13,4 на 100
тыс. детского
населения (2015 год – 249, или 13,9 на 100 тыс. детского населения).
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимает
индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной
и комфортной среды.
Одним из условий развития учащихся
является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и
психологических девиаций, в том числе суицидального поведения.
Своевременное выявление типичных
кризисных ситуаций, психологическая помощь и социально-педагогическая поддержка
оказанные подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать
трагедии.
В учреждениях образования
деятельность по профилактике суицидального
поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные
сообщества и игры должна включать: первичную (общую), вторичную и третичную
профилактику суицидального поведения обучающихся.
Первичная
(общая) профилактика
проводится на протяжении всего учебного года и предназначена для всех
обучающихся, направлена на воспитание позитивно ориентированной личности,
формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление
психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков
конструктивного взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных
способностей.
Для проведения мероприятий следует выбирать
тематику позитивной направленности и жизнеутверждающей позиции. При подготовке
и проведении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни,
семейных и духовных ценностей, направленных на недопущение вовлечения учащихся
в активные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент, необходимо
привлекать специалистов различных сфер деятельности: работников
здравоохранения, сотрудников органов внутренних дел, представителей общественных
организаций.
Вторичная
профилактика проводится
в начале учебного года, а также при поступлении информации о каждом несовершеннолетнем,
склонном к суицидальному поведению, совершившим суицидальную попытку,
вовлеченном в деструктивные Интернет-сообщества, и направлена на выявление
факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности, на своевременное
выявление учащихся, имеющих измененное психоэмоциональное состояние, склонных к
суицидоопасному поведению.
Организация и проведение мероприятий
вторичной профилактики должны быть направлены на изучение учащихся с учетом их
личностных особенностей, модели поведения, кризисных ситуаций или негативных
жизненных событий. На этом этапе предусмотрено
проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися, имеющими высокий
суицидальный риск, по обучению социальным и поведенческим навыкам, снятию
эмоционального напряжения, развитию фрустрационной толерантности и др. Важным является проведение обучающих тренингов для педагогов
и родителей по повышению компетентности в области распознавания маркеров
суицидального риска, путях действия в кризисных ситуациях.
Третичная
профилактика
направлена на снижение последствий и уменьшение вероятности парасуицида, включает
в себя социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь суициденту и
его социальному окружению.
В первую очередь, адресатом этого
профилактического уровня становятся обучающиеся, совершившие попытку суицида, с
которыми проводится индивидуальная коррекционная работа, а также организуются
консультации для законных представителей и педагогов. Обращаем внимание, что
при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) несовершеннолетний
может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.
Важно информировать обучающегося и
его законных представителей об имеющихся психологических службах в городе
(районе), телефонах доверия (рассказать, для чего они существуют, как работают,
оставить их номера телефонов). С согласия законных представителей несовершеннолетнего
организации здравоохранения оказывают специализированную медицинскую и
психологическую помощь несовершеннолетним, в отношении которых имеются
достоверные данные о наличии суицидопасного поведения.
Интегративным результатом реализации
модели профилактики суицидального поведения должно быть создание комфортной
развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования
в учреждении, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся.
При планировании
деятельности по формированию ценностного отношения к жизни и профилактике
суицидоопасного поведения среди обучающихся учреждениям образования необходимо руководствоваться
нормативными правовыми актами, указанными в приложении 1.
В учреждении образования должна быть создана система
комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального
поведения обучающихся и на недопущение вовлечения детей и подростков в активные
деструктивные сообщества и
игры.
Отвечают за создание такой системы, в
первую очередь, руководитель учреждения образования и его заместитель по
воспитательной работе.
Важную роль в ее
формировании и успешном функционировании играют все педагогические работники
учреждения образования, в первую очередь, специалисты социально-педагогической
и психологической службы (далее –
СППС), классные руководители и кураторы учебных групп.
Основные
задачи профилактики суицидов,
суицидальных попыток и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные
сообщества, игры, имеющие суицидальный контент:
содействовать гармонизации социально-психологического
климата в учреждении образования;
изучить особенности психолого-педагогического
статуса обучающихся, с последующим выявлением молодых людей, нуждающихся в
незамедлительной помощи;
повысить компетентность педагогов и родителей (законных
представителей) в области профилактики суицидоопасного поведения, безопасного
использования Интернет ресурсов, рисков и угроз, связанных с использованием
Интернета;
оказать своевременную, эффективную
индивидуально-ориентированную социально-педагогическую поддержку и
психологическую помощь обучающимся, имеющим трудности в социализации, в общении
со сверстниками, конфликтные взаимоотношения с родителями и т.д., обратив
особое внимание на учащихся, имеющих статус изолированных в классе (группе).
Основные
направления деятельности субъектов
образовательных отношений учреждений образования по профилактике
суицидоопасного поведения и вовлечения учащихся в активные деструктивные
сообщества и игры:
I. Создание эффективной системы взаимодействия педагогических
работников (классных руководителей, кураторов, мастеров, учителей предметников,
специалистов СППС) с сотрудниками органов внутренних дел и специалистами
организаций здравоохранения.
При получении информации от педагогических работников,
сотрудников органов внутренних дел, специалистов учреждений здравоохранения,
иных заинтересованных субъектов профилактики о несовершеннолетних, вовлеченных
в активные сообщества и игры, имеющие суицидальный контент, учреждениям
образования рекомендуется вести «Журнал учета
информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры,
имеющие суицидальный контент» (далее – Журнал) по форме согласно приложению 2.
Руководитель
учреждения образования либо его заместитель по воспитательной работе
обеспечивает хранение Журнала в условиях, гарантирующих конфиденциальность и
невозможность доступа к нему лиц не имеющих соответствующего разрешения.
Руководитель
учреждения образования либо его заместитель по воспитательной работе в течение
3 рабочих дней с момента поступления информации знакомит законных представителей
несовершеннолетнего с полученной информацией и информирует в установленном
законодательством порядке о возможности получить психологическую консультацию
или психиатрическое освидетельствование врачом-специалистом в области оказания
психиатрической помощи в организации здравоохранения по месту жительства
(обслуживания).
Предлагает обучающемуся, в отношении
которого поступила информация, и его законным представителям необходимую
социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь в учреждении
образования.
Справочно:
Обращаем внимание, что
психологическая помощь несовершеннолетнему оказывается с его согласия, а
несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет – также с согласия одного из
законных представителей.
При оказании психологической помощи
несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных
представителей не требуется в следующих случаях:
при установлении фактов жестокого
обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении
несовершеннолетнего;
в случае признания
несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе
нуждающимся в государственной защите;
при оказании психологической помощи
в виде психологического просвещения и психологической профилактики в
учреждениях образования и организациях здравоохранения;
в случае принудительного оказания
медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими
расстройствами, в государственных учреждениях здравоохранения.
II. Своевременное выявление учащихся с изменениями
психоэмоционального состояния, склонных к суицидоопасному поведению.
Тестовые методики, опросники и
анкеты являются одними из наиболее распространенных диагностических
инструментов, используемых при оценке суицидального риска.
При обследовании педагоги-психологи учреждений
образования должны соблюдать важнейший методический принцип комплексной психодиагностики: применять методы
психолого-педагогического наблюдения, беседы, бланкового тестирования с
использованием бумажных сборов данных и обработки и (или) проведения
автоматизированного психологического тестирования путем заполнения компьютерных
вариантов тестов.
В работе специалистов СППС учреждений общего среднего,
профессионально-технического, среднего специального и высшего образования
психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать
возрасту несовершеннолетних и задачам обследования (приложение
3).
В целях получения объективной
информации обработку данных, подготовку выводов и рекомендаций целесообразно
проводить специалистам СППС учреждения образования.
Психодиагностическое
исследование суицидального поведения обучающихся проводится не реже одного раза
в год, рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).
В учреждении образования должна быть
обеспечена конфиденциальность полученных результатов. Результаты анкетирования
индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и
обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
III. Коррекционно-развивающая работа.
Педагог-психолог обязан (согласно ст.15 Закона «Об оказании
психологической помощи») информировать законных представителей
несовершеннолетнего о выявленных у него психологических проблемах, при которых
существует вероятность совершения суицидальных действий. Необходимо предложить
обучающемуся и его законным представителям психологическую помощь
(психологическое консультирование, психологическая коррекция), так как они
направлены на исправление (корректировку) особенностей личности несовершеннолетнего
и его поведения.
Коррекционно-развивающие программы,
тренинги и тренинговые занятия, интерактивные занятия, должны быть направлены
на:
формирование позитивного образа Я;
принятие уникальности и неповторимости собственной личности, личности других
людей; раскрытие позитивных личностных резервов; повышение стрессоустойчивости;
развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия, делового
общения; обучение методам и способам саморегуляции; отработку техник принятия
верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликтных
ситуациях; развитие чувств эмпатии и толерантности и т.д.;
обучение обучающихся навыкам отказа,
распознаванию манипулирующих методов, способам сопротивления внушению,
критическому мышлению;
оказание содействия в преодолении
различных психологических причин трудностей личностного, социального и
познавательного развития подростков, учащейся молодежи;
развитие навыков саморегуляции
эмоциональных состояний, стрессоустойчивости, эффективных способов справляться
с трудными ситуациями, страхами, тревожностью.
IV. Повышение компетентности законных
представителей и педагогов в области профилактики суицидоопасного поведения и
безопасного использования Интернет ресурсов, рисков и угроз, связанных с
использованием Интернета.
Учреждениям образования при
проведении информационно-просветительской работы необходимо привлекать:
сотрудников органов внутренних дел
для освещения вопросов правовой ответственности и безопасного нахождения
обучающихся в Интернет-пространстве и др.;
специалистов организаций
здравоохранения для освещения вопросов возникновения и медико-социальных
последствий игровой зависимости в молодежной среде; оказания помощи подросткам,
находящимся в состоянии острого кризиса; организации работы номеров «Телефона
доверия», «Горячих линий» и др.
При организации
информационно-просветительской работы с законными представителями специалистам
СППС необходимо уделять внимание вопросам
психологического здоровья детей, раскрывая особенности психоэмоционального
состояния несовершеннолетних и др.
Для разработки материалов и
действенного алгоритма профилактических мер специалистам СППС рекомендуется
использовать учебно-методические пособия
и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь,
перечень которых размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь
http://edu.gov.by (приложение 4).
V. Передача сведений о
несовершеннолетних, совершивших суицид, парасуицид.
При получении информации о факте
парасуицида (суицида) руководитель учреждения
образования незамедлительно сообщает о несчастном случае в управление (отдел)
образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома, которые в свою очередь
информируют управление образования облисполкома, комитет по образованию
Мингорисполкома.
Управление образования облисполкома,
комитет по образованию Мингорисполкома в течение рабочего дня с момента получения
сообщения направляет в Министерство образования Республики Беларусь информацию
о парасуициде (суициде), совершенном несовершеннолетним в области (г. Минске)
по форме согласно приложению 5.
Обращаем внимание,
что письмо Министерства образования Республики Беларусь от 09.09.2009 №
12-02-12/4114/дс «О мерах по профилактики суицидов среди детей и подростков» утратило силу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий