ПОИСК

Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации

Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации
Настоящие методические рекомендации определяют порядок действий субъектов профилактики по выявлению детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, механизмы межведомственного взаимодействия в вопросах информирования и организации реабилитационной работы с такими детьми и их семьями. В настоящих методических рекомендациях используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. No 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (далее – постановление No 47), Законом Республики Беларусь от 31.05.2003 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также следующие термины и их определения:
выявление несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации – комплекс действий государственных органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость осуществления субъектами профилактики семейного неблагополучия мероприятий, направленных на оказание помощи несовершеннолетним и их законным представителям с целью нормализации ситуации в семье;
субъекты профилактики семейного неблагополучия – государственные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие выявление и защиту прав детей, законные представители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по их воспитанию и содержанию;
социальное расследование – деятельность учреждения образования и иных субъектов профилактики семейного неблагополучия по изучению ситуации в семьях несовершеннолетних, в отношении которых поступила информация о семейном неблагополучии;
2 обобщенная информация по результатам социального расследования – сводный документ, описывающий на основе собранных фактов ситуацию, сложившуюся в семье.
ВЫЯВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ
В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СИТУАЦИИ Выявление детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, осуществляется в пределах компетенции работниками субъектов профилактики семейного неблагополучия на основании критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего, утвержденных приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. No 47 (далее – инструкция No 47):
педагогическими работниками – в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц;
медицинскими работниками1 – при проведении патронажа медицинского работника к несовершеннолетним; при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения; при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка, в том числе при выездах скорой медицинской помощи; при постановке женщин на учет по беременности (наблюдении за беременной) и в других случаях;
сотрудники органов внутренних дел – при совершении противоправных действий гражданами; при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому; при рассмотрении в установленном порядке заявлений и обращений граждан о необеспечении законными представителями несовершеннолетних прав и законных интересов детей2;
специалистами органов по труду, занятости и социальной защите и учреждений социального обслуживания населения – при оказании социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения и на дому; при назначении государственных пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании гуманитарной и
1 В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 июля 2009 г. No 733 «Об утверждении алгоритма работы организаций здравоохранения по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе по причине злоупотребления родителями алкогольными напитками, алкоголизма, наркомании, токсикомании родителей (законных представителей)».
2 В соответствии с приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10 ноября 2017 г. No 318 «О некоторых вопросах организации деятельности инспекций по делам несовершеннолетних и приемников-распределителей для несовершеннолетних».
3 других видов помощи, в ходе обследования материально-бытового положения граждан (семей).
Также работники субъектов профилактики семейного неблагополучия выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, в ходе межведомственных профилактических акций «Быт», «Дом без насилия», «Семья без насилия» и др.
Ключевая роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия принадлежит воспитателю дошкольного образования (в учреждениях дошкольного образования), классному руководителю (в учреждениях общего среднего образования), куратору (мастеру производственного обучения) (в учреждениях профессионально- технического и среднего специального образования).
Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости. Например, у ребенка резко снизилась успеваемость, изменилось поведение, приходит на уроки невыспавшимся, неопрятно одетым и т.д.
Обращаем внимание на то, что посещение семей не должно носить формальный и «массированный» характер. Семьи воспитанников ясельных групп, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, учащихся 1-х курсов, семьи вновь прибывших в класс (группу) обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее, – до 1 января.
Осуществляя визит в семью, необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту, а также правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.
При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление воспитателем, классным руководителем, куратором (мастером производственного обучения) актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера нецелесообразно.
Результаты посещения обучающихся на дому отражаются педагогическими работниками:
4 воспитателем дошкольного учреждения в графе «Посещение воспитанников на дому» сведений о родителях и воспитанниках3;
классным руководителем в классном журнале4; куратором учебной группы в журнале куратора учебной группы5. При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего воспитателю, классному руководителю, куратору (мастеру производственного обучения) необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) с участием воспитателей, классных руководителей, кураторов (мастеров производственного обучения).
При оказании медицинской помощи и иных медицинских услуг медицинские работники проводят оценку семейно-бытовых условий; в рамках компетенции выявляют несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения; выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, динамическом медицинском наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей; устанавливают лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими, психотропными и токсическими веществами, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей и др.
При посещении семей в рамках осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними сотрудникам органов внутренних дел (далее – ОВД) необходимо предварительно уточнить информацию о совместно проживающих в семье гражданах; наличии либо отсутствии обращений в ОВД по фактам совершения в семье правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений; месте работы взрослых членов семьи; привлечении законных представителей несовершеннолетних к административной и (или) уголовной
3 Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году» от 17 июля 2017 г. (приложение «Основная документация педагогических работников в учреждениях дошкольного образования») 4 В разделе «Улік арганізацыйна-выхаваўчай работы» делается запись об изучении особенностей семейного воспитания учащегося с указанием его фамилии, имени, даты посещения на дому. 5 В разделе «Карта персонифицированного учета».
5 ответственности; наличии зарегистрированного оружия, задолженности по коммунальным платежам и оплате за питание в учреждении образования.
Посещение указанных семей предпочтительно в вечернее время, в предвыходные, выходные и праздничные дни. В ходе посещения семей сотруднику ОВД необходимо обратить внимание на показатели, отраженные в методическом письме Министерства внутренних дел6.
При обращении семей, воспитывающих детей, в органы по труду, занятости и социальной защите и государственные учреждения социального обслуживания населения специалист, ведущий прием граждан, в ходе получения первичной информации о семье должен поинтересоваться взаимоотношениями между членами семьи; отношением членов семьи к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; возможным наличием проблем в семье (например, отсутствие работы, материальные затруднения, психологическое или физическое насилие и др.).
При обследовании материально-бытового положения семей (при назначении государственной адресной социальной помощи) либо условий проживания и воспитания детей в семье (при выдаче удостоверения многодетной семьи) специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН) определяют основные проблемы и потребности семьи, в том числе выявляют несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации.
При анонимном обращении по телефону «горячей линии» о кризисной ситуации специалист ТЦСОН не только оказывает экстренную психологическую помощь, но и подробно информирует обратившегося об учреждениях и организациях, оказывающих помощь, в том числе о детском социальном приюте для несовершеннолетних.
После завершения беседы фиксирует информацию о телефонном обращении в журнал регистрации телефонных обращений.
РЕГИСТРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТАХ СЕМЕЙНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ При выявлении несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, работники субъектов профилактики семейного неблагополучия незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют об этом своего непосредственного руководителя.
6 Методические рекомендации Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 02 мая 2016 г. No 21/13826вн «Памятка сотруднику органов внутренних дел при посещении семей, в которых дети находятся в социально опасном положении»
6 Руководитель субъекта профилактики семейного неблагополучия, иной организации после получения информации о семейном неблагополучии, обязан в течение 1 рабочего дня сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН), орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей по месту нахождения детей. Справочно. Информация должна содержать фамилию, имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, выявленные критерии и (или) показатели ситуации неблагополучия, в которой оказался несовершеннолетний, дату и источник выявления. Сообщение за подписью руководителя (заместителя руководителя) регистрируется в журнале исходящих документов, его копия с датой и исходящим номером хранится в учреждении (организации).
В случае выявления употребления законными представителями несовершеннолетних алкогольных напитков, наркотических средств или токсических веществ, а также в случае подозрения наличия у них алкоголизма, наркомании, токсикомании или психического расстройства, руководитель организации здравоохранения организует освидетельствование законных представителей, а в последующем и оказание медицинской помощи при наличии медицинских показаний, в установленном законодательством порядке, письменно информирует врача-нарколога-психиатра по месту проживания (пребывания) законных представителей несовершеннолетнего.
Сведения о передаче информации фиксируются в Журнале выявления и информирования о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП), и их родителях7. Управление (отдел) образования, спорта и туризма, осуществляющий функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее – управление (отдел) образования), ведет Журнал учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан, по форме согласно приложению 1 к настоящим методическим рекомендациям. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечивается должностным лицом, назначенным приказом начальника управления (отдела) образования.
7 В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 июля 2009 г. No 733 «Об утверждении алгоритма работы организаций здравоохранения по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе по причине злоупотребления родителями алкогольными напитками, алкоголизма, наркомании, токсикомании родителей (законных представителей)».
7 Информация о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, в течение 1 рабочего дня с момента ее поступления направляется управлением (отделом) образования в учреждение образования, в котором он обучается (воспитывается) или в социально-педагогический центр (далее – СПЦ) по месту проживания (нахождения) несовершеннолетнего. СПЦ осуществляет изучение положения несовершеннолетних в возрасте до трех лет либо несовершеннолетних, которые не посещают учреждения образования. Справочно. В случае обучения (воспитания) несовершеннолетних из одной семьи в разных учреждениях образования, информация направляется в каждое из них. Обращаем внимание, что о выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель, классный руководитель, куратор (мастер производственного обучения) немедленно информирует администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнале учета информации о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан (по форме согласно приложению 2 к настоящим методическим рекомендациям)8. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечивается должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.
К числу признаков, свидетельствующих о семейном неблагополучии, относятся состояние жилого помещения, представляющее опасность для жизни и здоровья ребенка (разбитые окна, вырванные розетки, провода и т.д.), отсутствие света, газа, отопления (отключены за неуплату), отсутствие у ребенка предметов первой необходимости, демонстрация жестокого, неконтролируемого, агрессивного поведения законным представителем (представителями) ребенка либо иными совершеннолетними лицами, совместно проживающими с семьей в жилом помещении и т.п.
СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ Устранение субъективизма в процессе разграничения случаев трудной жизненной ситуации в семье и семейного неблагополучия, связанного с ненадлежащим выполнением законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей, требует прежде всего глубокого
8 В указанный журнал вносится вся поступившая информация: и от педагогических работников, и извне (от граждан, государственных органов, учреждений и др.). Нумерация в журнале сквозная (записи делаются последовательно в соответствии с датой поступления).
8 изучения ситуации в семье, которое необходимо проводить с привлечением субъектов профилактики семейного неблагополучия.
Социальное расследование должно рассматриваться как целостный процесс, включающий в себя последовательную цепочку этапов работы от проверки информации о семейном неблагополучии до принятия соответствующего решения и разработки индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП.
После получения информации о семейном неблагополучии руководителем учреждения образования в течение 1 рабочего дня издается приказ о персональном составе комиссии для обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего: член администрации учреждения образования, специалист социально-педагогической и психологической службы, воспитатель (классный руководитель, куратор, мастер производственного обучения), из числа которых назначается лицо, ответственное за подготовку обобщенной информации по итогам социального расследования (далее – комиссия). Приказом также устанавливается срок проведения социального расследования, дата проведения заседания Совета профилактики (педагогического совета). Подчеркиваем, что срок проведения социального расследования не должен превышать 14 дней после получения информации о семейном неблагополучии.
Комиссия с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних, представителя учреждения здравоохранения, специалиста органа по труду, занятости и социальной защите, иных заинтересованных не позднее 3 рабочих дней с момента получения информации о семейном неблагополучии осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Подчеркиваем, что обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних должно проводиться в присутствии их законных представителей.
В ходе посещения семьи комиссия, руководствуясь критериями и показателями СОП несовершеннолетнего, установленными законодательством9, составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего10, который подписывают все представители субъектов профилактики семейного неблагополучия, посетившие семью, а впоследствии утверждает руководитель учреждения образования (далее – акт обследования). Справочно. Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки; законные представители знакомятся с
9 Приложение 1 к Инструкции No 47. 10 Приложение 2 к Инструкции No 47.
9 выводами комиссии под подпись. В случае отказа законных представителей подписать акт, об этом делается отметка в акте обследования. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения. При наличии в семье нескольких несовершеннолетних составляется один акт, копия которого направляется в каждое из учреждений, в котором они обучаются (воспитываются). Обращаем внимание, что в случае проведения социального расследования в отношении семьи, в которой дети посещают различные учреждения образования, заседание Совета профилактики (педагогического совета) для принятия решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП (либо иного решения) должно быть совместным. В целях снижения документооборота руководителям учреждений образования необходимо также взаимодействовать друг с другом, распределять между собой направление запросов в ОВД, учреждения здравоохранения, расчетно-справочные центры, по месту работы законных представителей и иным заинтересованным (например, распределять поручения по подготовке запросов между учреждениями образования с последующим обменом полученной информацией).
При проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их законных представителях:
беседы (с законными представителями детей, иными лицами, проживающими совместно с детьми; с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи, др.);
психологическая диагностика несовершеннолетних и их законных представителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
анализ информации, поступившей от субъектов профилактики семейного неблагополучия;
анализ информации, поступившей с места работы законных представителей несовершеннолетних;
изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования (на уроках, во внеучебной деятельности);
анализ успеваемости несовершеннолетнего, отношения к учебе, анализ результатов контроля за посещением несовершеннолетним учебных занятий;
анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя, куратора, мастера производственного обучения), иных педагогических работников с законными представителями несовершеннолетнего по вопросам воспитания и обучения ребенка.
10 По итогам социального расследования готовится обобщенная информация по примерной форме согласно приложению 4 к настоящим методическим рекомендациям.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Решение о признании ребенка находящимся в СОП принимается на заседании Совета профилактики11 (педагогического совета) с обязательным рассмотрением акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего и обобщенной информации по результатам социального расследования.
Представители всех учреждений образования, в которых обучаются (воспитываются) дети из одной семьи, высказывают свое мнение о целесообразности принятия решения о признании (непризнании) детей находящимися в СОП.
К участию в рассмотрении вопроса о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП приглашаются его законные представители. Также могут быть приглашены специалисты, принимавшие участие в социальном расследовании, представители государственных органов, учреждений и иных организаций, которые будут привлечены к реализации плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в случае признания его находящимся в СОП.
При принятии решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП необходимо учитывать наличие совокупности критериев и показателей СОП, мнение законных представителей несовершеннолетнего, а также представителей заинтересованных органов и организаций.
В частности, решение о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП принимается в случае, если установлено, что несовершеннолетние воспитываются в семье, где законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию детей, в соответствии с критериями и показателями СОП.
Обращаем внимание, что статус семьи (неполная, многодетная, малообеспеченная и т.д.) сам по себе не может быть показателем семейного неблагополучия.
Учреждение образования, принявшее решение о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП, в 3-дневный срок со дня
11 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. No 6 «Об утверждении положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
11 принятия решения направляет копию решения законным представителям детей.
О результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) учреждение образования в течение 1 рабочего дня информирует субъекта профилактики, от которого поступила информация о семейном неблагополучии, за исключением случаев, когда ситуация неблагополучия выявлена самим учреждением образования.
Обращаем внимание: в случае, если информация о семейном неблагополучии поступила в учреждение образования из управления (отдела) образования, необходимо информировать о результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) управление (отдел) образования, а не субъект профилактики, выявивший либо информировавший о семейном неблагополучии.
Информирование граждан, сообщивших о семейном неблагополучии, о результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) возможно только при наличии документов, подтверждающих, что данный гражданин имеет право представлять интересы несовершеннолетнего, а также с учетом того, что в соответствии с законодательством распространение информации о частной жизни физического лица и персональных данных относится к информации, распространение и (или) предоставление которой носит ограниченный характер.
Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП может быть обжаловано законными представителями в управление (отдел) образования по месту принятия решения.
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Субъекты профилактики семейного неблагополучия вносят предложения в индивидуальный план на заседании Совета профилактики. Руководитель учреждения образования по согласованию с заинтересованными не позднее недели со дня вынесения Советом профилактики или педагогическим советом решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП утверждает индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП (далее – индивидуальный план).
Мероприятия индивидуального плана должны быть направлены на устранение причин и условий, приведших к признанию несовершеннолетнего находящимся в СОП. Прежде всего, это мероприятия по обеспечению безопасности детей в семье, поэтапному
12 изменению ситуации в семье, в том числе в детско-родительских отношениях. К реализации мероприятий необходимо привлекать не только субъектов профилактики, но и законных представителей детей, родственников, друзей, при необходимости – членов трудового коллектива по месту работы законных представителей детей, а также общественные организации, имеющие возможность оказывать помощь семье. По каждому мероприятию индивидуального плана устанавливаются ответственные исполнители и сроки.
Особое внимание обращаем на необходимость индивидуального подхода к составлению плана в каждом конкретном случае и обязательное привлечение к реализации мероприятий законных представителей несовершеннолетнего.
Считаем необходимым в обязательном порядке анализировать результаты реализации индивидуального плана на заседаниях Совета профилактики (педагогического совета).
Участие в заседаниях Совета профилактики (педагогического совета) принимают законные представители несовершеннолетних, представители органов, учреждений и организаций, ответственных за реализацию мероприятий индивидуального плана. В случае невозможности по уважительным причинам принять участие в заседании, ответственными за реализацию индивидуального плана предоставляется письменный отчет о результатах выполнения мероприятий и предложения по дальнейшей работе с семьей. При необходимости проводится корректировка индивидуального плана.
В случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в СОП, выполнения мероприятий индивидуального плана в полном объеме, и с учетом мнения заинтересованных субъектов профилактики, принимавших участие в мероприятиях по выведению семьи из ситуации неблагополучия, Советом профилактики (педагогическим советом) принимается решение об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП, которое направляется в СПЦ для исключения сведений из банка данных детей, находящихся в СОП.
В случае отсутствия положительной динамики в реализации мероприятий индивидуального плана, Советом профилактики (педагогическим советом) принимается решение о направлении в КДН ходатайства о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите (далее – НГЗ)12.
12 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. No 1728 «Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей».
13 ПРИЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ Для принятия решения о признании ребенка НГЗ в КДН по месту жительства (нахождения) ребенка с ходатайством могут обращаться не только учреждения образования, но и государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей.
С ходатайством о признании НГЗ несовершеннолетних в возрасте до 3-х лет и несовершеннолетних, не обучающихся в государственных учреждениях образования, в КДН обращаются СПЦ.
Законодательством не установлена форма плана защиты прав и законных интересов ребенка, прилагаемого к ходатайству о необходимости признания ребенка НГЗ. В этой связи и в целях исключения формального подхода к его составлению считаем целесообразным, чтобы все субъекты профилактики семейного неблагополучия вносили предложения в проект плана защиты прав и законных интересов ребенка в ходе заседания КДН.
В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится, в соответствии со статьей 85 КоБС.
При получении информации о наличии угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, экстренно выбывают по месту нахождения несовершеннолетнего и оценивают безопасность его пребывания.
Считаем необходимым решениями координационных советов по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. No 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», созданными местными исполнительными и распорядительными органами, утвердить составы комиссий для осуществления экстренных выездов в семьи по месту пребывания несовершеннолетних из числа сотрудников управлений (отделов) образования, ОВД (далее – уполномоченные сотрудники). Справочно. Уполномоченные сотрудники, в случае выявления отклонений в состоянии здоровья несовершеннолетнего, в рабочее время вызывают врача-педиатра участкового (врача общей практики) по месту проживания (пребывания) несовершеннолетнего, а в нерабочее время вызывают бригаду «скорой медицинской помощи».
14 Уполномоченные сотрудники по месту нахождения несовершеннолетнего оценивают обстановку с точки зрения наличия (либо отсутствия) угрозы жизни и здоровью ребенка, принимают меры по обеспечению его безопасности, в том числе передают ребенка на попечение родственников или других близких лиц. Справочно. В соответствии со статьей 149 КоБС ребенок может быть оставлен на попечение родственников или других близких лиц без установления опеки или попечительства. На следующий день после передачи ребенка на попечение родственников или других близких лиц учреждение образования начинает социальное расследование.
Обращаем внимание, что в соответствии с Инструкцией о порядке организации деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.06.2017 No 155 «О некоторых вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», сотрудниками ОВД может быть составлен установленной формы акт об обнаружении брошенного ребенка.
Анализ законодательства13 показывает, что акт об обнаружении брошенного ребенка может быть составлен только в случае отсутствия на территории Республики Беларусь законных представителей несовершеннолетних (родители не установлены). Обращаем внимание, что необходимо исключить из практики деятельности сотрудников ОВД составление акта об обнаружении брошенного ребенка в случаях, предусмотренных статьей 85 КоБС.
В случае невозможности передать несовершеннолетнего на попечение родственников или других близких лиц, уполномоченные сотрудники определяют и обеспечивают возможную форму временного помещения ребенка в безопасную среду: помещение ребенка в возрасте до 3-х лет в учреждение здравоохранения, помещение ребенка в возрасте старше 3-х лет в детский социальный приют СПЦ.
13Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2009 г. No 323 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь»);
Указ Президента Республики Беларусь от 05 апреля 2006 г. No 204 «Об утверждении Положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в республике иностранных граждан и лиц без гражданства»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. No 490 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2009 г. No 461»;
Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 22 июня 2017 No 173 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы при рассмотрении ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, заявления о продлении срока предоставления дополнительной защиты в Республике Беларусь, заявления о содействии в воссоединении семьи, принятии решений об утрате, аннулировании статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь и подготовке предложений о необходимости принятия решений об утрате или о лишении убежища в Республике Беларусь».
15 Обращаем внимание, что основанием для временного помещения несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения либо в детский социальный приют СПЦ является направление органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних14.
Справочно. Копия направления с кратким изложением причин и оснований для его составления в течение 3 суток направляется в КДН для рассмотрения и принятия решения о наличии либо отсутствии оснований для принятия решения о признании несовершеннолетнего НГЗ.
При отсутствии оснований для признания несовершеннолетнего НГЗ КДН поручает управлению (отделу) образования подготовить разрешение законным представителям несовершеннолетнего забрать ребенка из учреждения здравоохранения или из детского социального приюта СПЦ. Управление (отдел) образования принимает возможные меры по обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего, возвращенного в семью.
СОГЛАСОВАНО Министр Республики 12.12.2017
В.А.Малашко здравоохранения Беларусь СОГЛАСОВАНО Временно обязанности Министра Республики 13.12.2017 И.Н.Подгурский исполняющий внутренних Беларусь по должности дел СОГЛАСОВАНО Министр защиты 12.12.2017 Республики И.А.Костевич труда и социальной Беларусь СОГЛАСОВАНО Министр Республики 12.12.2017 О.Л.Слижевский юстиции Беларусь 14 Статьи 16, 21 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 No 200-з «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
16
Приложение 1 к межведомственному субъектов выявления неблагополучной Методическим профилактики детей, ситуации рекомендациям оказавшихся взаимодействию в по вопросах в ЖУРНАЛ УЧЕТА ИНФОРМАЦИИ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СИТУАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТ ГРАЖДАН ___________________________________________________________________________________________________________ (наименование управления (отдела) образования)
No п/п Дата, вх. No регистрации поступившей информации
Дата, исх. No письма государственного органа и иной организации.
Либо фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, от которого поступила информация (вид передачи)
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, место фактического проживания несовершеннолетнего (несовершеннолетних), в отношении которого (которых) поступила информация
Краткое содержание поступившей информации
Принятое решение (дата, No протокола Совета профилактики (педагогического совета)
Дата, исх. No ответа учреждения образования, СПЦ
1 2 3 4 5 6 7
18 Приложение 2 к межведомственному субъектов выявления неблагополучной Методическим профилактики детей, ситуации рекомендациям оказавшихся взаимодействию в по вопросах в ЖУРНАЛ УЧЕТА ИНФОРМАЦИИ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМ, ОКАЗАВШЕМСЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СИТУАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИЗ УПРАВЛЕНИЯ (ОТДЕЛА) ОБРАЗОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТ ГРАЖДАН __________________________________________________________________________________________________________________ (наименование учреждения образования)
No п/п Дата, вх. No регистрации поступившей информации
Дата, исх. No письма управления (отдела) образования, спорта и туризма районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, иного государственного органа и организации. Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) педагогического работника, гражданина, от которого поступила информация (вид передачи)
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, место фактического проживания несовершеннолетнего (несовершеннолетних), в отношении которого (которых) поступила информация
Краткое содержание поступившей информации
Принятое решение (дата, No протокола Совета профилактики (педагогического совета)
Дата, исх. No ответа в управление (отдел) образования, спорта и туризма районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, иного государственного органа и организации
1 2 3 4 5 6 7
Приложение 4 к Методическим рекомендациям по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации
Форма ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ по результатам социального расследования
Информация, на основании которой начато социальное расследование в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в неблагополучной ситуации ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Комиссией в составе_____________________________________________ _____(дата)___посещена семья несовершеннолетнего (несовершеннолетних). В ходе посещения сделаны следующие выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему (несовершеннолетним):________________________________________________ ____________________________________________________________________
На основании информации, полученной от субъектов профилактики семейного неблагополучия, иных заинтересованных, установлено:_________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
На основании информации, полученной от ближайшего окружения семьи, установлено:_________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
На основании информации, предоставленной педагогическими работниками учреждений образования, в которых воспитываются (обучаются) несовершеннолетние, установлено: _____________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ По результатам психологической диагностики установлено: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Приложение: на ___ л. в 1 экз. (прикладываются все поступившие материалы)

Дата, подпись ответственного за подготовку обобщающей информации (согласно приказу руководителя учреждения образования)

Комментариев нет: